Программа развития
I.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы: «Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10» г.о. Нальчик на 2011-2016 годы (далее - Программа).
Назначение Программы:
Программа развития СОШ № 10 определяет стратегию приоритетного развития данной школы и ресурсного обеспечения образовательной деятельности, комплекс взаимосвязанных процедур, регламентирующих основные и вспомогательные процессы и виды деятельности школы (учебный процесс, воспитательная работа, методическая работа, внеурочная, информационная деятельность). Она должна обеспечить реализацию инициативы «Наша новая школа».
Цель и задачи Программы:
Основная стратегическая цель: переход на качественно новый уровень обучения и воспитания, определённый национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».
Тактические цели (задачи):
• Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);
• Развитие системы поддержки талантливых детей;
• Внедрение инновационных (личностно ориентированных, информационно-коммуникативных, развивающих) методов обучения и воспитания;
• Совершенствование педагогического мастерства, приведение в соответствие педагогической деятельности с требованиями инициативы «Наша новая школа»;
• Сохранение и укрепление здоровья учеников;
• Осуществление непрерывной работы с родителями (информирование, консультирование, привлечение к управлению и более тесному взаимодействию);
• Совершенствование материально-технической базы;
• Создание широкого информационного поля школы;
• Последовательное изменение инфраструктуры школы.
Срок реализации Программы: 2011 – 2016 гг.
Финансовое обеспечение Программы:
Выполнение Программы обеспечивается за счет финансирования из федерального, республиканского или местного бюджета.
Также для реализации Программы могут быть привлечены внебюджетные источники.
Основной заказчик Программы: Совет школы.
Разработчик Программы: администрация муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 10» г.
Нальчика под руководством директора школы Дыговой Ф.Г., при консультативной и методической поддержке Департамента образования местной администрации г. Нальчика.
Исполнители и соисполнители: администрация, педагогический и ученический коллективы.
Контроль реализации Программы осуществляет Совет школы, Управляющий совет, Попечительский совет школы, педагогический совет, городской методический совет.
Основание разработки Программы:
• Закон Российской Федерации «Об образовании»
• Конвенция о правах ребенка
• Закон КБР «О языках народов КБР»
• Закон Кабардино-Балкарской республики «Об образовании»;
• Федеральный государственный образовательный сандарт
• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
II. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Школа была открыта в 1920 году в доме, принадлежавшем ранее местному богачу, по ходатайству Камуила Гилядова - первого директора школы. Первоначально это была школа для горских евреев. Тогда в ней обучалось 16 детей - 15 мальчиков и 1 девочка. Камуил Исаакович Гилядов, будучи высокообразованным человеком и подлинным интернационалистом, никогда не замыкался в узконациональные рамки. Он отдал много сил агитационно-воспитательной работе среди взрослого населения, что способствовало потоку детей в школу. Через некоторое время ее назвали школой колхозной молодежи. В школе, которой он руководил, обучались дети не только горских евреев, здесь также занимались кабардинские, балкарские, русские, осетинские ребята. В 1928 году на месте старого здания, не вмещавшего уже желающих учиться, построили новое на 250 мест и она стала называться «Средняя школа № 10». В программах школ Нальчика тогда не было предусмотрено изучение кабардинского и балкарского языков, но Гилядов создал в своей школе кружки по их изучению. В результате почти все горско-еврейские ребята овладели языками: одни - кабардинским, другие - балкарским. Гилядов К.И. избирался делегатом VI и VII съездов просвещения, которые проходили в Москве в 1927-м и 1932 годах, принимал участие во многих Всероссийских, Северо-Кавказских и Кабардино-Балкарских форумах работников образования, выступал с докладами. В 1949 году за многолетнюю и плодотворную педагогическую работу он одним из первых учителей Кабардино-Балкарии был награжден орденом Ленина.
Когда по состоянию здоровья К.И.Гилядов уже не мог руководить созданной им школой, по просьбе Министерства просвещения республики, он сам подобрал себе преемника. Им стал его ученик - Семен Аронович Михайлов, который возглавлял школу с 1938 года по 1979 год. В 1956 году было построено новое двухэтажное здание школы с печным отоплением, а в 1967 году школьное здание реконструировали: пристроили просторный спортивный зал площадью 162 м 2, актовый зал и левое крыло.
В 1965 году школе было присвоено имя ее выпускника Героя Советского Союза Исая Иллазаровича Иллазарова - командира расчета противотанковых ружей 1-го стрелкового батальона 272-го гвардейского полка 90-й гвардейской дивизии гвардии старшего сержанта.
За заслуги в педагогической деятельности С.А. Михайлову присвоено звание «Заслуженный учитель школы Кабардино-Балкарской республики». Он был награжден многими орденами и медалями.
Согласно договору между Министерством образования Израиля и Министерством науки и образования КБР с 1993 года по 1998 год в школе работали израильские учителя и преподавали иврит, историю еврейского народа и его традиции для всех обучающихся. В связи с обострившейся обстановкой на Северном Кавказе договор был расторгнут Министерством образования Израиля.
Среди выпускников и учителей школы много участников Великой Отечественной войны, награжденных орденами и медалями, есть кандидаты и доктора технических и естественных наук, известные не только в нашей стране, но и за ее пределами.
Школа работает в две смены в режиме шестидневной рабочей недели, 1-е классы -пятидневной недели.
Продолжительность уроков составляет 40 минут.
Проектная наполняемость: 300 чел.
Реальная наполняемость: 283 чел.
Количество педагогических работников: 24 чел.
Количество комплект - классов - 13
Образовательный процесс осуществляется по следующим направлениям:
-1 ступень обучения - начальная школа: 4 года;
- II ступень обучения - основная школа: 5 лет;
- III ступень обучения - старшая школа: 2 года.
III. Информационно-аналитическое обоснование Программы
Анализ внешних факторов
Существующие проблемы массовой школы, на наш взгляд, следующие:
• Показатели здоровья и эмоционального благополучия детей неудовлетворительны;
• Нивелируется индивидуальность детей. На уроках преобладает отчужденный стиль
общения педагога с детьми, «безличный» подход к учащимся;
• Сохраняется чисто формальная, «зуновская» ориентация образования, отсутствует
выраженная направленность на развитие ребенка;
• Слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса;
• Недостаточность школьных форм социализации для решения индивидуальных
задач взросления, отсутствие возможностей самоорганизации, самостоятельного и
коллективного социального действия подростков в школе.
• Немаловажным является демографический фактор.
Школа расположена в частном секторе, удаленного от центра города районе. По социальному составу, культурному уровню и образовательным потребностям население
его очень разнообразно. За последние годы увеличилось количество семей, в которых один из родителей временно или постоянно не работает. Зачастую таким родителям приходиться искать работу за пределами республики, в других районах РФ.
Социальная структура семей обучающихся (чел.)
- служащие - 96
- предприниматели - 89
- рабочие - 99
- временно не работающие - 84
- домохозяйки - 94
- пенсионеры - 7
В связи с тем, что родители большую часть времени проводят на работе, время общения с детьми резко сокращается, а это в свою очередь приводит к резкому сокращению семейного воспитания и ведет к увеличению числа детей девиантного поведения.
Категории семей, обучающихся в школе
- многодетные - 24
-неполные-17
- малообеспеченные - 16
- неблагополучные - 3
За последние 2 года в школе увеличилось количество детей, поступающих из Республиканского социально-реабилитационного центра «Намыс» (для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации) Педагогическая запущенность этих детей, непродолжительное время обучения (до определения их социального статуса), создает определенные трудности в привлечении их к обучению. В течение учебного года из РСРЦ прибыло 95 и выбыло 76 учащихся. На данный период в школе осталось 35 учеников, что составляет 11,4% от общего числа обучающихся.
Также за последние 2 года в школе увеличилось количество детей из других стран дальнего и ближнего зарубежья: Израиля, Армении, Азербайджана. Языковой барьер и другая система образования тоже создают определенные сложности при обучении этих детей. На данный период количество этих детей составляет 28 человек (9,1%).
Наблюдается неоднородность контингента детей, поступающих в 1 класс, связанная с недостаточным охватом детей дошкольным образованием. Большая часть детей не посещают дошкольное учреждение.
В качестве фактора риска следует отметить такую тенденцию, как уменьшение семей, имеющих детей школьного и дошкольного возраста. Микрорайон школы «стареет», численность учащихся существенно снижается. Это предопределяет необходимость сохранения учащихся, а значит найти школе свою «привлекательность» для родителей и учащихся.
Анализ негативных и позитивных влияний социальной среды школы выявил проблему широкого разброса и слабой сформированности образовательных потребностей детей и их родителей. В соответствии с этим, одним из основных направлений образовательной политики школы должно стать постепенное формирование потребностей детей и родителей в ранней профилизации, что будет способствовать достижению социальной компетентности учащихся. Исходя из анализа данных факторов, считаем необходимым:
• Выработку и реализацию качественно нового, личностно и развивающее
ориентированного образования на основе сохранения и поддержки
индивидуальности ребенка;
• Создание условий для предметно-нравственной среды, стимулирующей
коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды
активности ребенка - организованную в зависимости от возрастной специфики его
развития;
• Формирование устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению вредных
привычек и неадекватных способов поведения;
• Интенсивное включение в образовательный процесс школы возможностей
дополнительного образования (кружки, секции, студии);
• Создание условий и механизмов для совершенствования деятельности детских
общественных организаций, ученического самоуправления;
• Создание условий для осознанного выбора каждым учащимся своей
образовательной траектории.
Анализ внутренних факторов.
Вопрос о качестве образования, которое дает школа, был актуальным во все времена. В последние годы эта проблема обострилась под влиянием следующих причин:
• Различием между системами ценностей субъектов, оказывающих влияние на
образовательный процесс;
• Последовательного и необратимого перехода от единообразия учебных программ,
учебников и учебных заведений к их разнообразию.
• Положительным в работе школы являются следующие моменты: Достаточно высокий и стабильный кадровый потенциал: учителей с высшей
квалификационной категорией - 10 чел.(27%), с 1-й квалификационной категорией
- 12 чел.(32,5%), отраслевые награды имеют - 2 педагога.
• Система работы с родителями, поддержка ими инновационных процессов в школе.
• Формирование ученического самоуправления.
• Система и координация деятельностью всех структур коллектива администрацией
школы.
• Соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса.
• Гражданско-нравственная направленность воспитательной системы.
Эти факторы позволяют выйти школе на более высокую ступень - создание модели адаптивной школы, где в основе лежит личностно-ориентированный подход к ребенку.
Вместе с тем анализ внутренних факторов позволяет выявить и недостатки в работе коллектива и их причины:
• Слабая подготовленность педколлектива к инновационным процессам.
• Недостаточная материально-техническая база.
• Неумение или нежелание некоторых педагогов видеть учащихся и родителей
равноправными участниками образовательного процесса, осуществлять
индивидуальный и дифференцированный подход к ним.
• Снижение творческой активности учащихся.
• Низкая мотивация учащихся к обучению, нежелание учиться, особенно в основной
школе.
• Отсев учащихся.
• Самоустранение родителей от воспитания своих детей, перекладывание его только
на школу.
• Сравнительно низкий показатель качества обучения некоторых педагогов.
Для решения указанных проблем необходимо ввести два стандарта содержания
образования. Это стандарт обязательной общеобразовательной подготовки, которого должен достичь каждый школьник - «ученик должен» и стандарт повышенной подготовки, который может выбрать для себя интересующийся способный ученик -«ученик может».
Организация учебно-воспитательного процесса, основанного на дифференциации предполагает:
• Воспитание индивидуальности - создание условий для выбора содержания
учебного материала в соответствии с собственными интересами личности, своими
возможностями.
• Воспроизводство и рост интеллектуального потенциала социума - использование
возможностей каждого члена социума для максимального развития его
интеллектуального и творческого потенциала, последующего профессионального
самоопределения.
Все выявленные в ходе анализа проблемы влияют на качество образования выпускников, их адаптацию к современной социальной среде.
С другой стороны, школа не обеспечивает полностью противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний.
В связи со всем вышесказанным считаем необходимым и приемлемым создание адаптивной школы.
Анализ состояния и прогноз тенденций изменения
социального заказа на образование.
Социальный заказ на образование - это отражение интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в деятельности школы. Поскольку в качестве заинтересованных сторон выступают, во-первых, учащиеся и педагоги, во-вторых, родители и законные представители обучающихся, в-третьих, СОШ № 10, в-четвертых, государство, представляющее интересы общества в целом, то для определения социального заказа на образование от различных групп заказчиков и потребителей образовательных услуг было проведено анкетирование учащихся 9 и 11 классов и их родителей, педагогических работников школы.
Анализ проведенного анкетирования позволяет определить основные требования к школе в целом. Обучающиеся (выпускники) среди задач школы наиболее актуальными считают:
• Обеспечение подготовки, достаточной для получения образования в ВУЗах - 80%.
• Приобретения умения самостоятельно учиться -61%.
• Овладение разнообразными умениями и навыками общения с людьми различных
возрастов и жизненных взглядов - 24%.
• Сохранение и поддержка здоровья - 15%.
• Обеспечение физического развития - 11%.
• Профессиональная ориентация - 9%.
• Подготовку обучающихся к сдаче вступительных экзаменов в учреждения
профессионального обучения - 4%.
Родители выпускников ранжировали задачи школы в следующем порядке:
• Интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к обучению в высшей школе
• 80%.
• Обеспечение условий для воспитания самостоятельности - 63%.
• Готовность к профессиональному самоопределению, самореализации во взрослой
жизни -46%.
• Обеспечение сохранения и поддержки здоровья - 43%
• Овладение разнообразными умениями и навыками общения с людьми различных
возрастов и жизненных взглядов - 20%.
• Подготовку обучающихся к сдаче вступительных экзаменов в учреждения
профессионального обучения - 21%.
• Профессиональная ориентация - 8%.
Педагоги школы наиболее важными определили следующие задачи:
• Обеспечение усвоения установленного обязательного минимума знаний по
предметам - 97%.
• Приобретение школьниками умений самостоятельно учиться - 79%.
• Обеспечение сохранения и поддержания здоровья - 75%
• Обеспечение условий для проявления и развития способностей детей - 59%.
• Предотвращение отклонений в поведении учащихся - 25 %.
• Обеспечение физического развития детей - 25%.
• Овладение разнообразными умениями и навыками общения с людьми различных
возрастов и жизненных взглядов - 17%.
• Профессиональная ориентация - 5%.
Как видно, у старшеклассников, их родителей и педагогов в круг приоритетных задач школы вошли:
• Приобретение школьниками умений самостоятельно учиться.
• Обеспечение усвоения установленного обязательного объема знаний по
предметам.
• Обеспечения условий для проявления и развития способностей детей.
Следует отметить, что у родителей и педагогов в число трех наиболее актуальных
задач школы вошло обеспечение сохранения и поддержания здоровья, у самих же школьников эта задача на последнем месте.
Анализ обеспеченности школы ресурсами
Кадровое обеспечение
Сводные данные |
количество |
% |
Всего в ОУ педагогических работников |
24 |
100 |
Из них: |
||
Мужчин |
4 |
25 |
Женщин |
20 |
75 |
По возрасту |
||
Пенсионного возраста |
4 |
25 |
От 35 до 55 |
8 |
33,3 |
От 25 до 35 лет |
9 |
37 |
До 25 лет |
3 |
13 |
По стажу работы |
||
1-2 года |
3 |
13 |
5- 10 лет |
2 |
12 |
10-15 лет |
5 |
21 |
15-20 лет |
5 |
21 |
Свыше 20 лет |
9 |
38 |
Имеют квалификационные категории: |
||
- высшую |
5 |
21 |
- 1 категорию |
6 |
23 |
- 2 категорию |
8 |
33 |
Образование: |
||
- высшее |
21 |
88 |
- среднее специальное |
2 |
8 |
учатся заочно |
1 |
4 |
Награждены государственными и отраслевыми наградами |
2 |
5,4 |
Из приведенной таблицы видно, что высшее образование имеют 88% педагогов, квалификационные категории - 33% от общего числа педагогов. Средний возраст педагогов - 39,8 лет. Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации за последние 5 лет - 48,6%, прошедших курсы компьютерной грамотности - 13,5 % от общего числа педагогов. Один педагог имеет звание «Отличник народного образования», один - «Почетный работник основного общего образования», 2 - ветерана труда.
Материально-техническая база
Школа расположена в типовом здании на 300 мест. Для организации образовательного процесса имеется 21 кабинет, 2 учебные мастерские, 3 административных кабинета, учительская, кабинет бухгалтерии, медицинский кабинет,
кабинет психологической разгрузки, спортивный зал, спортивные площадки: волейбольная, баскетбольная, гимнастическая, футбольное поле, гардероб, буфет на 24 посадочных места, актовый зал, библиотека, школьный музей.
Материально-техническое обеспечение школы недостаточно для реализации образовательных программ на современном уровне: нет нормативного количества наглядных пособий, оборудования, реактивов для выполнения практической части в полном объеме по физике, биологии, химии, не хватает компьютерной и множительной техники, технических средств, нет проекционного оборудования, интерактивной доски, аудио и видео аппаратуры. Среднее количество времени использования Интернета в расчете на одного учащегося в год - 4 часа. Количество учащихся на один компьютер -12 человек.
Требуется капитальный ремонт кровли, замена оконных блоков. Износ ученической мебели составляет 80%. Из-за нехватки средств нет возможности ввести в эксплуатацию столовую.
Риски и угрозы: отсутствие бюджетного финансирования на текущий и капитальный ремонт, на укрепление материально-технической базы напрямую ведет к осложнениям внедрения инноваций в учебный процесс, использование новых педагогических технологий.
Научно-методическое и информационное обеспечение
Научно-методическое и информационное обеспечение осуществляется Департаментом образования, городским методическим кабинетом, школьной библиотекой. Укомплектованность библиотечных фондов методической литературой составляет 10%. Методический материал в основном устарел. Библиотечный фонд школы составляет: учебники - 1825 экземпляров, художественная литература - 4735 экземпляров. Это примерно 6 и 15 книг соответственно на одного человека. Имеется электронное программное обеспечение учебных предметов - 30 шт. Учреждение имеет доступ к ресурсам глобальной сети Интернет через скоростной канал связи, собственный сайт, обеспечивающий открытость и доступность информации об образовательном процессе. В школе осуществляется подписка на 13 научно-методических журналов и газет. Практически все методические объединения регулярно подписываются на предметные научно-методические журналы.
Риски и угрозы: подписка на предметные периодические издания осуществляются за счет средств педагогов; недостаточно лицензионных программных продуктов,
медиаресурсов. Все это значительно снижает уровень организации работы по программно-методическому сопровождению деятельности школы и педагогов.
Нормативно-правовая база
Нормативно-правовая база школы разработана на основании Законов РФ, КБР «Об образовании», Типового положения об общеобразовательном учреждении. Разработан и утвержден в установленном порядке Устав школы. В школе имеются все необходимые локальные акты, регламентирующие ее деятельность. Также разработаны и реализуются целевые программы: «Воспитательная программа» программа , «Одаренные дети».
Риски и угрозы: недостаточно проработана нормативно-правовая база по переходу на предпрофильное подготовку и профильное обучение.
Финансовое обеспечение
Финансовое обеспечение школы осуществляется за счет средств местного бюджета и внебюджетных источников финансирования, разрешенных действующим законодательством: добровольных родительских взносов, спонсорской помощи через Попечительский совет школы.
Школа имеет самостоятельную бухгалтерию. Бюджет учреждения составляет 6504.839 руб. Бюджетные средства используются на заработную плату учителям, начисления на заработную плату, оплату по содержанию имущества, коммунальные услуги, услуги связи, книгоиздательскую продукцию, питание школьников.
Анализ состояния и прогноз тенденций
изменения режима деятельности школы.
Школа существовала в режиме стабильного функционирования. За последние 2 года произошла неоднократная смена администрации школы, что не могло не сказаться на общей деятельности образовательного учреждения. В настоящем составе административная команда работает лишь год. Новый состав администрации мотивировал коллектив на развитие своего учреждения. Начался активный процесс поиска и освоения современных управленческих технологий, внедрение инноваций.
Педагогический коллектив пересмотрел подходы к организации и содержанию учебного процесса: наука стала неотъемлемой частью педагогического труда, надежным инструментом в достижении более высокого качества работы. Это сложный процесс, требующий решения ряда противоречий:
• Между профессиональным уровнем учителей и неудовлетворенностью результатами профессиональной деятельности.
• Между целями обучения и воспитания ребенка в семье и школе.
• Между целью обучения и мотивацией учащихся к процессу обучения.
• Между требованиями современной жизни и уровнем образования выпускников.
• Между педагогическими целями преподавателей начальной школы и средней школы.
• Между высокой интеллектуальной, физической, эмоциональной нагрузкой учителей и недостаточным стимулированием их труда.
Названные противоречия рассматриваются педагогическим коллективом как объективные факторы развития. Требуется создание условий для быстрого реагирования на изменившиеся факторы внешней среды и внутренние факторы школы.
Понимание того, что школа в современном обществе должна быть, прежде всего, конкурентоспособной создало предпосылки для перевода школы из режима функционирования в режим развития.
Поиск эффективных путей управления требует привлечения к этому процессу общественной составляющей. С этой целью в школе создан Управляющий совет. Улучшение системы управления образовательным учреждением потребует внедрения следующих новшеств:
• Применения основных принципов менеджмента в управлении.
· Освоения и применения на практике современных управленческих технологий и методов.
• Построения новой организационной структуры управленческой системы.
Анализ достижений школы,
ее потенциала с точки зрения развития.
1.На протяжении ряда лет остается стабильным уровень успеваемости и качества знаний учащихся
Динамика качества обучения
2.Результаты итоговой аттестации
|
2006-2007 |
2007-2008 |
2008-2009 |
|||
окончили 9 класс всего: |
49 |
100% |
41 |
100% |
29 |
100% |
из них на «отлично» |
2 |
0,41% |
1 |
2,4% |
- |
- |
на «4» и «5» |
11 |
22,4% |
10 |
24,4% |
8 |
27,4% |
качество знаний учащихся 9 классов (в среднем по предметам) по результатам итоговой аттестации |
|
24,4% |
|
30,7% |
|
27,4% |
окончили 1 1 класс всего: |
18 |
100% |
15 |
100% |
22 |
100% |
с золотой медалью |
- |
|
1 |
6,7% |
3 |
13,6% |
с серебряной медалью |
- |
- |
2 |
13,3% |
- |
- |
на «4» и «5» |
8 |
44,4% |
2 |
13,3% |
10 |
45,6% |
качество знаний учащихся 1 1 классов (в среднем по предметам) по результатам итоговой аттестации |
|
50% |
|
33% |
|
59% |
3.Средний результат ЕГЭ
предмет |
количество учащихся |
средний тестовый балл |
средняя оценка |
|||
2007-2008 |
2008-2009 |
2007-2008 |
2008-2009 |
2007-2008 |
2008-2009 |
|
русский язык |
14 |
22 |
57,4 |
54,6 |
3,5 |
- |
математика |
14 |
22 |
38,6 |
48,3 |
3,1 |
- |
4.Количество призовых мест в городских и республиканских научно-практических конференциях, конкурсах и предметных олимпиадах, занятых в 2008/2009 учебном году:
• 1 место за лучшую журналистскую работу "Право есть искусство добра и
справедливости» в городском конкурсе, посвященному 70-летию высшего законодательного органа КБР;
• 1 место за лучшую журналистскую работу "Право есть искусство добра и справедливости» в республиканском конкурсе, посвященному 70-летию высшего законодательного органа КБР;
• 3 место в городском конкурсе сочинений по Правилам дорожного движения для учащихся;
• 1 место в городском слете «Юный эколог-краевед» на этапе «Зоология»
С целью совершенствования содержания общего образования и форм организации учебной деятельности регулярно методическим советом школы и методическими объединениями учителей-предметников проводится экспертиза всех учебников и учебно-методических комплектов, допущенных для использования в общеобразовательном процессе.
В учебный план из часов школьного компонента введены учебные часы: информатики - 1 ч (9,11 кл), математики - 1ч (11 кл), русского языка - 1ч (11 кл), английского языка - 1ч (7 кл). Это способствует повышению качества обучения, формирует информационную и коммуникативную компетентность учащихся. Введение дополнительных часов математики, информатики, русского языка в старшей школе позволило повысить уровень подготовки выпускников по этим предметам.
5.Ежегодно команды учащихся школы становятся победителями и призерами спортивных соревнований различного уровня:
• 3 место, медаль и кубок в массовом забеге, посвященном 70-летию высшего законодательного органа КБР;
• 1 место в городском первенстве по легкоатлетическому кроссу;
• 3 место в первенстве по легкой атлетике в беге на 400м;
• 3 место в первенстве по легкой атлетике в беге на 600м;
• 1 место в соревнованиях по легкоатлетическим многоборьям в зачет VIII Спартакиады школьников «Шиповка юных»;
б.Результаты конкурсов воспитательной направленности:
• 3 место в 10-м городском фестивале-конкурсе Пушкинский лицей» в номинации «Лучшая программа»;
• Диплом лауреата 10 городского фестиваля-конкурса «Пушкинский лицей» в номинации «Творческая мастерская»;
• Диплом лауреата 10 городского фестиваля-конкурса «Пушкинский лицей» в номинации «Творческая мастерская»
• Диплом лауреата 10 городского фестиваля-конкурса «Пушкинский лицей» в номинации «Творческая мастерская»
• Диплом лауреата 10 городского фестиваля-конкурса «Пушкинский лицей» в номинации «Любимое стихотворение»
• Диплом лауреата 10 городского фестиваля-конкурса «Пушкинский лицей» в номинации «Любимое стихотворение»
• Диплом лауреата 10 городского фестиваля-конкурса «Пушкинский лицей» в номинации «Любимое стихотворение»
• Диплом лауреата 10 городского фестиваля-конкурса «Пушкинский лицей» в номинации «Любимое стихотворение»
• Диплом лауреата 10 городского фестиваля-конкурса «Пушкинский лицей» в номинации «Авторское произведение»
• Грамота лауреата городского фестиваля-конкурса «По странам и континентам» в номинации «Сценарий»
• Грамота лауреата городского фестиваля-конкурса «По странам и континентам» в номинации «Песня»
• Грамота лауреата городского фестиваля-конкурса «По странам и континентам» в номинации «Стихотворение»
• Грамота лауреата городского фестиваля-конкурса «По странам и континентам» в номинации «Песня»
• 2 место в городском фестивале художественного творчества детей и юношества на этапе «Театральный калейдоскоп»
• Диплом лауреата городского конкурса инсценированной военно-патриотической песни «Споемте, друзья!»
• 3 место в городском детском конкурсе по художественно-прикладному творчеству «С чего начинается Родина?»
• 2 место в городском конкурсе «Си бзэ, си псэ, си Дуней!»;
• 3 место в городском конкурсе «Мои истоки» в номинации «Художественное чтение»
Таким достижениям способствовали следующие факторы и условия.
В школе сложилась система воспитательной работы, которая реализуется через воспитательную программу и ее подпрограммы: «Здоровье», «Нравственность», «Семья», «Досуг», «Общение», «Интеллект». Современные воспитательные технологии сочетаются с традиционными подходами к работе с детьми и подростками. Студии и кружки созданы исключительно основываясь на интересах учащихся, тем самым достигается максимальная их накопляемость, заинтересованность учащихся творческой деятельностью.
Традиции в обучении и воспитании школьников, бережно сохраняются и обогащаются работниками школы. Сложился высококвалифицированный, стабильно работающий коллектив. Наблюдается сохранение кадрового потенциала учителей и неуклонный рост педагогического мастерства, что отражают результаты аттестации.
В коллективе установился благоприятный морально-психологический климат: учителя работают в творческом союзе, оказывая профессиональную помощь и поддержку друг другу и молодым педагогам.
Значительно возросла активность педагогического состава школы в изучении и применении современных технологий. Улучшилась работа по обобщению передового педагогического опыта работы. Активизировалась работа коллектива по знакомству и освоению современных образовательных технологий, зоровьесберегающих технологий.
Одним из важных факторов является материальное стимулирование педагогов в виде премий.
За последние 3 года в школе не наблюдается отрицательная динамика в состоянии здоровья обучающихся. Снижается количество часов, пропущенных учащимися по болезни.
Данные по типам заболеваний,
группам здоровья и по уровню физического
развития обучающихся.
Типы заболеваний |
Количество больных по годам, чел./% |
|||||
2007-2008 |
2008-2009 |
2009-2010 |
||||
Органы зрения |
31 |
8,72 |
26 |
7,95 |
22 |
7,2 |
Эндокринная система |
58 |
15,7 |
38 |
11,6 |
36 |
11,7 |
Органы пищеварения |
9 |
2,44 |
18 |
7,6 |
5 |
1,6 |
Нервная система |
12 |
3,26 |
24 |
7,34 |
24 |
7,8 |
Опорно-двигательный аппарат |
32 |
8,69 |
23 |
7,03 |
18 |
7,1 |
Всего |
142 |
41,5% |
129 |
39,4% |
105 |
34,2 |
группа здоровья |
Количество уч-ся, отнесенных к группам здоровья по годам, чел./% |
|||||
2006-2007 |
2007-2008 |
2008-2009 |
||||
I |
116 |
33,92 |
112 |
47,25 |
98 |
32 |
II |
174 |
50,9 |
147 |
45 |
152 |
49,5 |
III |
48 |
14,04 |
54 |
16,5 |
53 |
17,3 |
IV |
4 |
1,16 |
4 |
1,22 |
4 |
1,3 |
V |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Всего |
342 |
|
327 |
|
307 |
|
В результате такой деятельности школы вот уже много лет все большее число выпускников продолжают свое обучение в высших учебных заведениях республики и России.
За последние 5 лет школа значительно изменила облик своего интерьера:
отремонтированы и эстетически оформлены учебные кабинеты, холл, спортивный и актовый залы, оборудована учительская и другие помещения.
Разработана и реализуется система мер (моральных и материальных) по мотивации педагогов к повышению квалификации, занятиям исследовательской деятельностью и система поощрения учащихся, добившихся высоких показателей в учебе, спорте, творческой деятельности. Налажено тесное сотрудничество с учреждениями дополнительного образования города, что дает возможность использовать их ресурсы в образовательной деятельности школы.
Анализ проблем школы и их причин.
Системный анализ состояния деятельности школы выявляет ряд проблем, связанных с внутренней логикой развития школы, позволяет увидеть управленческие риски, находить механизмы их преодоления. Анализ проблем наглядно представлен в таблице.
требуемое |
реальное |
проблема |
качество знаний учащихся: |
несоответствие реальной подготовки школьников ожидаемым результатам |
|
не менее 60% |
33,1% |
|
качество обученности учащихся: |
||
не менее 80% |
49,4% |
|
уровень воспитанности: |
||
100% |
67%-87% |
|
снижение уровня обученности школьников при переходе из начальной школы в основную: |
падение уровня обученности учащихся на ступени основного общего образования |
|
не более чем на 10% |
у 20-25% учащихся, перешедших на вторую ступень обучения, наблюдается снижение учебной активности и низкая мотивация к обучению |
|
охрана прав и здоровья обучающихся |
недостаточные знания и использование педагогами здоровьесберегающих технологий |
некачественное исполнение должностных обязанностей отдельными учителями |
соблюдение исполнительской дисциплины |
недостаточно эффективное использование управленческих решений |
недостаточная сформированность административной команды |
использование современных образовательных технологий |
недостаточное использование современных образовательных технологий при проведении уроков |
консерватизм 45% педагогического состава |
выполнение должностных обязанностей классными руководителями |
недостаточная работа отдельных классных руководителей по формированию классного коллектива, формированию гражданской |
недостаточный контроль со стороны администрации за выполнением функций классного руководителя |
|
ответственности у учащихся |
|
один компьютерный класс |
ни одного компьютерного класса |
необходимо приобрести компьютерный класс |
100%-ная обеспеченность лабораторным оборудованием |
полностью устаревшее лабораторное оборудование |
необходимо полностью обновить лабораторное оборудование |
обеспечение ученической мебелью в соответствии с требованиями СанПиН |
80% ученической мебели требует замены |
необходимо обновить 80% ученической мебели |
Недостатки в образовательном процессе, которые обусловили такие результаты:
• Слабая преемственность между начальной и основной ступенями общего
образования.
• Неоптимальная учебная нагрузка на обучающихся, увеличение степени сложности программного материала.
• Недостаточно используются индивидуальный и дифференцированный подходы к учащимся, здоровьесберегающие технологии.
• Недостаточно полноценная взаимосвязь между учебной и воспитательной работой, школой и семьей.
• Неадекватность методов обучения возрастным возможностям детей.
По-прежнему в школе остается проблема организации учебно-воспитательного процесса с учащимися, которые имеют рекомендации психолого-медико- педагогической комиссии к обучению по коррекционным программам. Родители не желают определять таких детей в специальные учреждения, и вопрос обучения данной категории учащихся приходится решать школе и учителю, которые не имеют специальной подготовки, методической литературы, коррекционных программ.
Указанные недостатки вызваны ограничениями следующих условий:
• Слабой ресурсной обеспеченностью образовательных программ по физике, химии, биологии в части их практической реализации (ТСО, учебно-лабораторное оборудование).
• Недостаточной оснащенностью образовательного процесса компьютерной техникой, электронными ресурсами.
К внешним факторам, обусловившим неудовлетворительные результаты, можно отнести:
• Снижение воспитательного потенциала семьи.
• Недостаточную педагогическую культуру родителей.
• Увеличение количества неполных семей.
• Повышенную занятость родителей
• Усиленную нагрузку СМИ на развивающуюся психику развивающейся личности и т.д.
Улучшению результатов способствует разработка и реализация Программы.
IV. Концепция желаемого будущего школы.
Миссия школы.
При формировании концепции будущего нашей школы мы должны прежде всего уточнить свое понимание «миссии» школы, т. е. определить, на реализацию какой части общего социального заказа мы ориентированы и решение каких проблем считаем приоритетными. Мы исходили из двух позиций: необходимости реализации стратегии модернизации школьного образования и важности удовлетворения запросов со стороны основных участников образовательного процесса – учащихся, их родителей и педагогов.
Развитие школы, на наш взгляд, должно не ломать то, что устоялось, а органически входить в систему наших ценностей, традиций и всего того, что составляет уклад школы.
Ориентир, который определяет развитие нашей школы: формирование духовно-богатой, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы, ориентированной на высокие нравственные и гражданские ценности, подготовка молодежи к жизни в полиэтническом пространстве.
Приоритетные направления реализации программы.
1. Достижение современного качества образования.
2. Сохранение и укрепление здоровья учеников.
3. Повышение роли семьи в воспитательно-образовательном процессе.
4. Совершенствование системы управления школой.
5. Приведение в соответствие с требованиями инициативы «наша новая школа» школьной инфраструктуры.
6.
Основные мероприятия по реализации Программы:
Направления |
Мероприятия |
Ответственные |
Достижение современного качества образования |
||
Внедрение ФГОС |
2011 – начальная школа 2013 – средняя школа 2018 – старшая школа |
Администрация |
Организация повышения квалификации для реализации ФГОС, переподготовка кадров |
Администрация |
|
Разработка образовательной программы, рабочих программ в соответствии с ФГОС |
Администрация, учителя |
|
Изменение учебного плана с учётом внеурочной деятельности |
Администрация |
|
Составление программ для внеурочной деятельности |
Учителя |
|
Консультации по внедрению ФГОС |
Администрация, творческая группа |
|
Переход на новые УМК |
Администрация, учителя |
|
Развитие и поддержка талантливых детей |
Реализация программы «Одарённые дети», создание «маршрутов развития» талантливых детей |
Учителя |
Привлечение преподавателей вузов к работе с талантливыми детьми |
Администрация, творческая группа |
|
Внедрение инновационных технологий, способствующих формированию УУД |
Учителя |
|
Индивидуализация учебного процесса |
Создание профилей в старших классах: -социально-гуманитарного; -информационного; -эстетического развития и др. |
Администрация, творческая группа |
Переход на групповое и индивидуальное обучение |
Учителя |
|
Вовлечение учителей в сетевые профессиональные сообщества |
Администрация |
|
Внедрение дистанционных форм обучения |
Администрация, учителя |
|
Сохранение и укрепление здоровья детей |
||
|
Обследование детей, поступающих в школу. Выделение учащихся группы «риска», ослабленных детей. |
Администрация, творческая группа |
|
Создание валеологической службы в школе |
Администрация, творческая группа |
|
Мониторинг состояния здоровья учащихся от 1-го до 11 -го класса по программе «Навигатор здоровья» |
Администрация, творческая группа |
|
Создание банка данных о состоянии здоровья обучающихся. Диагностика интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы учащихся 8- 10-х классов |
Администрация, творческая группа |
|
Проведение бесед по профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди учащихся |
Администрация, творческая группа |
|
Введение курсов «Валеология», «Основы рационального питания в систему лекционной работы. |
Администрация, творческая группа |
|
Организация и проведение контроля выполнения санитарных правил |
Администрация, творческая группа |
|
Расширение сети спортивных секций |
Администрация, творческая группа |
|
Дополнительное оборудование тренажерного зала |
Администрация, творческая группа |
|
Внедрение в образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные паузы, подвижные перемены), а также динамического часа |
Администрация, творческая группа |
|
Регулярное проведение дней здоровья |
Администрация, творческая группа |
|
Проведение конкурса на самый спортивный класс |
Администрация, творческая группа |
|
Регулярное проведение спортивных соревнований и праздников на всех ступенях обучения |
Администрация, творческая группа |
|
Регулярное проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся |
Администрация, творческая группа |
|
Проведение лекций, родительских собраний, конференций, посвященных возрастным особенностям обучающихся, проблемам наркозависимости. |
Администрация, творческая группа |
Повышение роли семьи в образовательном процессе |
||
Изучение семьи |
Создать информационную базу данных семей (социальный состав, уровень образования, социальный и экономический статус). |
Администрация, творческая группа |
Совершенствовать информационное поле школы с ориентиром на родителей. |
Администрация, творческая группа |
|
Консультирование родителей |
Оказание регулярной психолого-педагогической помощи родителям. |
Администрация, творческая группа |
Привлечение родителей к активному управлению школой. |
Администрация, творческая группа |
|
Проведение дней открытых дверей для родителей. |
Администрация, творческая группа |
|
Разработать сквозную программу для родителей по вопросам адаптации детей к разным ступеням образования. |
Администрация, творческая группа |
|
Совершенствование системы управления школой |
||
Нормативно – правовое обеспечение |
Внести соответствующие изменения в: -Устав МОУ СОШ №10; -коллективный договор; -правила внутреннего трудового распорядка; -о предметных объединениях школы; -должностные инструкции; -о профильном обучении и др. |
Администрация, творческая группа |
Создание технической инфраструктуры |
Базы данных о выпускниках школы, о педагогах, о всеобуче |
Администрация, творческая группа |
Совершенствование школьной инфраструктуры. |
||
Материально – техническая база |
Расширение компьютерного парка.
|
Администрация |
Приобретение мебели.
|
Администрация |
|
Замена досок во всех кабинетах. Приобретение интерактивных/сенсорных досок. |
Администрация |
|
Приобретение современных наглядных пособий, учебных материалов для кабинетов. |
Администрация |
|
Расширение инфраструктуры |
Создание игровых комнат для внеурочной деятельности. |
Администрация |
Создание столовой, обеспечение горячим питанием всех учащихся. |
Администрация |
Концепция желаемого будущего состояния школы.
Концепция как общий образ школы возникает при анализе социального заказа, существующей ситуации в школе, то есть выявления потенциальных "факторов роста", "факторов развития", которые уже на сегодняшний момент имеются в школе:
1. сложившиеся традиции в обучении, развитии и воспитания учащихся в течение 28 лет;
2. высокий кадровый потенциал, обладающий необходимым уровнем преподавания и способный к творческой поисковой работе;
3. определенный контингент учащихся.
Эти факторы развития могут служить стартовой площадкой для формирования адаптивной модели школы.
Главная идея, положенная в основу концепции – формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды.
Стратегическая цель – адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом, путем введения в учебно-воспитательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребенка.
Миссия адаптивной модели школы:
1. Обеспечить получение основного и общего (полного) среднего образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности;
2. содействовать в адаптации ученика к условиям жизни, к реалиям общественного развития, удовлетворить образовательные потребности учащихся, родителей, региона.
Общей задачей деятельности при адаптивной модели школы мы считаем достижение уровня информированности и функциональной грамотности, создания условий для полноценного развития личности ребенка, его самореализации.
Социально – педагогические задачи, решаемые в рамках данной проблемы:
создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;
предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной степени раскрываются его способности и возможности
формирование в школе эмоционального поля взаимоотношений, обеспечивающих уважение к личности ребенка (на уровне "учитель - ученик", "ученик - ученик", "учитель - учитель", "ученик - родитель", "учитель - родитель").
Концепция обучения – воспитывающая, в основе которой:
- овладение школьниками культуры ценностных ориентаций, взаимоотношений, общения;
- социальная адаптация учеников в реальной жизни;
- психологическая коррекция, снятие трудностей обучения, общения, взаимоотношений в процессе учебной деятельности.
Принципы обучения и воспитания в модели.
В основу организации жизнедеятельности адаптивной школы мы кладем следующие принципы:
1. Принцип личностного подхода. Согласно современным представлениям, его основными сторонами являются:
ценность личности, заключающаяся в самоценности ребенка;
уникальности личности, состоящая в признании индивидуальности каждого ребенка;
приоритет личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого индивидуума;
субъективность учебно-воспитательного процесса, ориентация на внутреннюю мотивацию обучения и свободу выбора ребенком сфер приложения сил в организации школьной жизни;
самореализация – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей; социализация – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;
индивидуализация – развитие и продуктивно – творческое индивидуально – неповторимого потенциала личности.
2. Принцип реальности предполагает тесную координацию целей и направлений воспитания и обучения с объективными тенденциями развития жизни общества, развития у учащихся качеств, которые позволяют ей успешно адаптироваться к трудностям и противоречиям современной жизни.
В этой связи особое значение приобретают воспитание правовой и политической культуры личности на основе знания современного законодательного процесса, государственного устройства общества, конституционных прав, свобод и обязанностей.
3. Принцип гуманности, предполагающий
создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважения чести и достоинства личности ребенка, педагога;
формирование в школе действенной альтернативы тем тенденциям развития современной цивилизации в целом и российского общества в частности, которые разрушают человеческую личность (обстановка нетерпимости, насилия, экстремизм, жестокость, грубость, хамство, несправедливость в отношениях между личностями, народами, нациями);
развитие таких ценностей и приоритетов, как сохранение и развитие жизни на Земле, разумное отношение к природным богатствам Татарстана;
формирование человеческих взаимоотношений на основе дружелюбия, доброжелательности, национального согласия, сотрудничества, взаимной помощи, заботы и ответственности, справедливости, правдивости, честности, совестливости, порядочности;
создание действенной службы социально – педагогической и психологической помощи школьникам.
4. Принцип демократичности, предполагающий организацию всей школьной деятельности на основе подходов, противоположных авторитарности, бюрократии, с одной стороны, и анархической вседозволенности – с другой, реализуется в системе обучения и воспитания через:
разработку системы локальных актов, определяющих содержание, цели, по определенным направлениям деятельности в школе;
создание отношение в коллективе, на основе взаимного уважения прав и свобод учителей, учеников, родителей;
разработка и внедрение в школе ученического самоуправления, кодексов, уставов и правил поведения, устанавливающих взаимную ответственность членов коллектива в осуществлении личных прав и свобод;
развитие коллективных и коллегиальных начал управления и самоуправления школой с равноправным участием педагогов, родителей, учащихся; постепенная передача полномочий администрации и педагогического коллектива детскому коллективу в работе по организации жизни школы, класса;
развитие гражданской инициативы, приобретение практического опыта участия в современных демократических процессах.
5. Принцип научности, предполагающий:
развитие у учащихся современного научного мировоззрения, понимание места и роли человека в мире, в обществе;
постоянное обновление содержания учебных программ и пособий, введение в региональный и школьный компоненты современных предметов и курсов гуманитарного и естественного цикла (граждановедение, история мировых цивилизаций, навыки жизни и т.д.);
создание эффективной системы научно – методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции.
6. Принцип природосообразности предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся обучают и воспитывают сообразно их полу, возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя.
7. Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает формирование навыков социальной адаптации, самореализации.
Управление процессом реализации Программы
Функции управления |
Содержание деятельности |
- информационно – аналитическая |
Формирование банка данных о передовом педагогическом опыте, новых исследованиях в области актуальных проблем педагогики, психологии, дидактики и т.д., научно – методического материала о состоянии работы в школе по созданию адаптивной модели. |
- мотивационно – целевая |
Определение целей совместно с педсоветом, методическим советом и т.д. по деятельности коллектива и отдельных преподавателей, направленной на реализацию Программы на каждом ее этапе. |
- планово – прогностическая |
Совместно с Советом школы прогнозирование деятельности коллектива, планирование организации и содержания деятельности коллектива |
- организационно – исполнительская |
Организация выполнения учебного плана, программы, обобщение ППО, осуществление повышения квалификации преподавателей |
- контрольно – оценочная |
Осуществление внутришкольного контроля и оценка состояния всех направлений учебно – воспитательного процесса в соответствии с Программой. |
- регулятивно - коррекционная |
Обеспечение поддержания системы учебно – воспитательного процесса в соответствии с Программой, устранение нежелательных отклонений в работе. |
Организация и контроль за выполнением Программы развития
Координация и контроль за выполнением Программы, администрация школы оставляет за собой.
Школьный Совет, Совет родительского комитета школы:
- анализируют ход выполнения плана, действий по реализации Программы и вносят предложения на Педагогический совет по его коррекции; осуществляют информационное и методическое обеспечение реализации Программы;
- осуществляют тематический, текущий, персональный и предупредительный контроль за деятельностью учителей и учащихся.
Администрация школы ежегодно подводит итоги выполнения Программы на заседании итогового педагогического Совета. Окончательные итоги подводит Конференция школы.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка инстаграм