Публичный доклад за 2010-2011 учебный год
Краткая историческая справка.
МОУ «Средняя школа №10» носит имя героя Советского Союза Исая Иллазарова.
Она была открыта в 1920 году в доме, принадлежавшем раннее местному богачу. Тогда в ней обучались 16 детей – 15 мальчиков и 1 девочка. Первый директор Камуил Исаакович Гилядов отдал много сил агитационно-воспитательной работе среди взрослого населения, что и способствовало потоку детей в школу.
На месте старого здания, уже не вмещавшего желающих учиться, в 1928 году построили новое на 250 мест.
Первоначально обучение проводилось на татском языке, а с 1931 года из-за отсутствия татской письменности преподавание велось на русском. С этого же года школа стала интернациональной.
7 мая 1965 года школе было присвоено имя ее бывшего выпускника – героя Советского Союза Исая Иллазарова.
Среди выпускников и учителей школы много участников Великой Отечественной Войны, награжденных орденами, медалями, есть кандидаты и доктора технических и естественных наук, известные не только в нашей стране, но и за ее пределами.
Режим работы.
Мы работаем в одну смену. Начало занятий – 8.30. Продолжительность урока – 40 минут, в 1-м классе – 35 минут. Перемены – 5 минут, большая (после 3-го урока) – 15 минут.
Учащиеся III и II ступеней занимаются по кабинетной системе, начальная школа в основном в одном кабинете, за исключением уроков физкультуры, музыки и английского языка.
Анализ
учебно – методической работы
за 2011-2012 года
Современное образование диктует определённые пути, по которым должна работать и развиваться школа в течение учебного года. Поставленные на 2010 – 2011 учебный год цели и задачи формировались в соответствии с существующим законодательством и основными положениями образовательной инициативы «Наша новая школа»:
Основная цель:
-адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом, путем введения в учебно-воспитательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребенка.
Основные задачи:
1. Обеспечить получение основного и общего (полного) среднего образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности.
2. Обеспечить содержательную и методическую преемственность всех ступеней обучения.
3. Развивать внутреннюю дифференциацию на уроках по каждому предмету, стимулируя познавательную активность учеников и заинтересованность педагогических работников.
4. Демократизировать процесс обучения и взаимодействия субъектов образовательного процесса «ученик – родитель – учитель».
5. Развивать систему поддержки талантливых детей.
6. Совершенствовать школьную инфраструктуру в соответствии с современными требованиями.
7. Формировать здоровьесберегающие компетенции учащихся.
Организация учебного процесса регламентировалась учебным планом, расписанием занятий, где нашли отражение 1 смена занятий, 6-дневная учебная неделя для учащихся 2-11 классов и 5-дневная для учащихся 1 классов.
Учебный план составлен на основе БУП для общеобразовательных учреждений, утверждён директором, согласован с органами управления образования. Максимальный объём учебной нагрузки обучающихся соответствует допустимому количеству часов. План составлен с учётом инвариантной части, составленной на основе сохранения обязательного общеобразовательного минимума, и вариативной, обусловленной образовательной необходимостью в тех или иных часах и возможностями ОУ. Обучение осуществлялось по государственным программам для общеобразовательных учреждений, рекомендованных Департаментом общего среднего образования Министерства Образования РФ.
Каждый учитель работал в соответствии с рабочей программой, утверждённой директором, согласованной на заседании МО. Расписание учебных занятий составлялось с учётом целесообразности организации образовательного процесса, создание необходимых условий для обучающихся разных возрастных групп, дневной и недельной работоспособности. Преподавание велось по учебникам, значащимся в федеральном Перечне учебных изданий.
На путях решения стоящих перед коллективом задач были использованы следующие формы организации учебного процесса:
1. Классно-урочная форма
2. Лекции, практикумы, семинары
3. Индивидуальное обучение на дому (4 человека)
4. Консультации
5. Олимпиады, конкурсы
6. Предметные месячники
7. Открытые уроки
8. Проектная деятельность
В результате такой организации УВП учебный план выполнен, учебные программы пройдены.
Достижение положительных результатов невозможно без осуществления планового внутришкольного контроля, в соответствии с которым в течение учебного года контроль осуществляется в качестве инспектирования, а также в качестве оказания методической помощи учителям.
Основными элементами контроля УВП в 2010-2011 учебном году традиционно были:
-выполнение всеобуча;
-состояние преподавания учебных предметов;
-качество ЗУН;
-ведение школьной документации;
-выполнение учебных программ и предусмотренного минимума контрольных работ;
-подготовка и проведение итоговой аттестации за курс основной и средней школы.
В 2010-2011 учебном году использовались следующие формы контроля:
ü Классно-обобщающий – 1,4,5-е, 7б,9 классы
ü Обзорный – проверка готовности школы к новому учебному году; комплектование школьной библиотеки; составление школьной документации; состояние учебных кабинетов; посещение учащимися занятий; состояние охраны и ТБ
ü Тематический – организация школьных предметных олимпиад; проверка техники чтения учащихся 1-7 классов; проверка работы с одарёнными детьми; контроль над подготовкой выпускников 9,11-классов к итоговой аттестации, в остальных классах – к промежуточной аттестации; соблюдение здоровьесберегающих технологий
ü Персональный – работа учителей, аттестующихся на II квалификационную категорию
ü Административный контроль за уровнем ЗУН – стартовый контроль, промежуточный контроль (2 полугодие), годовой в переводных классах, итоговый – в выпускных
Методы контроля:
-наблюдение (посещение уроков и мероприятий);
-изучение документации;
-проверка знаний (контрольные работы, срезы, тестирование);
-анкетирование;
-анализ
ü Комплексно – обобщающий – контроль за состоянием методической работы в школе, работы с мотивированными детьми.
Администрацией школы посещались уроки в рабочем порядке по плану ВШК. Итоги подводились на педагогических советах, совещаниях при директоре, заседаниях школьных МО.
Таким образом, большая часть намеченных мероприятий выполнена. Формы и методы контроля соответствуют задачам, которые ставил педагогический коллектив на учебный год.
По результатам контроля следует отметить, что наиболее слабым звеном явилась работа со школьной документацией. В частности, ведение классных журналов, дневников, тетрадей и личных дел вызывает наибольшее число нареканий со стороны проверяющих. Проверки показывают, что правильно и вовремя оформляют журналы примерно 40% учителей.
В массовом порядке имеют место следующие недостатки:
-несвовременность заполнения;
-небрежность записей, использование замазки и исправления;
-слабо и нерегулярно ведётся опрос;
-нарушения инструкции по заполнению классного журнала.
При проверке дневников выявлено:
-отсутствие контроля со стороны родителей;
-небрежность ведения;
-отсутствие оценок учителей - предметников.
При проверке тетрадей выявлено:
-нерегулярная проверка;
-отсутствие работы над ошибками;
-небрежность ведения.
В целом результаты ВШК дают возможность сделать следующие заключения:
1. В школе создан нормальный климат для педагогического процесса.
2. Реализуются конституционные права детей на образование. Выполняется порядок приёма детей в 1 и 10 классы.
3. Устав школы соответствует требованиям закона РФ «Об образовании».
4. В 2010-2011 учебном году успеваемость составила 97%.
5. Результаты итоговой аттестации говорят о том, что деятельность школы по вооружению учащихся базовыми знаниями, по предупреждению неуспеваемости можно считать удовлетворительными.
І. Анализ учебных результатов учащихся с позиции реализации целей на учебный год.
1. Количественный состав учащихся:
Всего классов – 13:
На 1 ступени – 4
На 2 ступени – 7
На 3 ступени – 2
На конец учебного года учащихся – 250:
На 1 ступени – 88
На 2 ступени – 119
На 3 ступени – 19
2. Результаты учебного года (общая картина):
Класс |
Кол-во нач. года |
Кол-во |
Прибыло |
Выбыло |
5 |
5,4 |
Одна 4 |
Одна 3 |
2, н/а |
% кач |
% усп |
|
Всего |
СККО, на дому |
|||||||||||
1а |
28 |
26/12 |
3/- |
13 |
12 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2а |
29 |
24/12 |
5/1 |
17 |
20 |
2 |
5 |
1 |
- |
- |
29 |
100 |
3а |
15 |
14/5 |
2/- |
5 |
6 |
2 |
1 |
- |
- |
- |
21 |
100 |
4а |
26 |
24/8 |
-/1 |
5 |
6 |
3 |
9 |
- |
1 |
2 |
50 |
92 |
5а |
37 |
20/8 |
- |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
4 |
- |
20 |
100 |
5б |
14/6 |
1/- |
8 |
9 |
- |
2 |
1 |
- |
- |
14 |
100 |
|
6а |
24 |
22/8 |
4/- |
9 |
11 |
- |
3 |
- |
3 |
- |
9 |
100 |
7а |
18 |
14/5 |
2/- |
8 |
11 |
- |
3 |
- |
1 |
1 |
21 |
93 |
7б |
17 |
19/9 |
3/1 |
5 |
3 |
- |
2 |
- |
1 |
1 |
11 |
94 |
8а |
24 |
21/10 |
1/- |
9 |
13 |
2 |
5 |
- |
1 |
2 |
33 |
90 |
9а |
25 |
23/13 |
1/1 |
3 |
4 |
- |
6 |
- |
3 |
1 |
26 |
96 |
10а |
25 |
14/5 |
- |
3 |
14 |
2 |
4 |
1 |
- |
- |
43 |
100 |
11а |
15 |
15/6 |
- |
- |
- |
- |
9 |
- |
2 |
- |
60 |
100 |
Всего |
283 |
250/107 |
23/4 |
86 |
110 |
13 |
51 |
4 |
16 |
7 |
26 |
97 |
3. Сравнительный анализ учебных результатов за последние три года:
Показатели |
2008-2009 |
2009-2010 |
2010-2011 |
Успеваемость |
100 |
99 |
97 |
Качество |
34 |
37 |
26 |
4. Результаты итоговой аттестации за курс основного общего образования (9 класс).
Особенностью итоговой аттестации за курс основного общего образования в прошедшем учебном году являлось то, что предметы по выбору для поступления в учреждения начального и среднего профессионального образования и профильные классы ОУ необходимо было сдавать в новой форме (тестирование). В МОУ СОШ №10 таковых не оказалось, вследствие чего учащиеся сдавали экзамены по следующим предметам: русский язык, математика, НРК – обязательные экзамены, биология, обществознание, история России, химия – предметы по выбору. Все экзамены по предметам, которые были выбраны учащимися, проходили в традиционной форме на базе школы №10.
Из 24 выпускников допущены к экзаменам – 23; на общих основаниях государственную итоговую аттестацию проходили 22 ученика, в щадящем режиме – 1 ученик.
Результаты итоговой аттестации за курс основного общего образования (обязательные экзамены)
Результаты в процентном соотношении
№ |
Предмет |
Кол-во сдававших |
Успеваемость |
Качество |
Средний балл по школе |
1 |
Русский язык |
22 |
100 |
64 |
30 (41) |
2 |
Математика |
22 |
100 |
59 |
18 (25) |
Результаты по баллам, отметкам (обязательные экзамены)
Предмет |
Всего уч-ся |
Сдавали экзамен |
Неудовл. |
«3» |
«4» |
«5» |
||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|||
Русский язык |
24 |
22 |
0 |
0 |
8 |
37 |
11 |
50 |
3 |
13 |
Математика |
24 |
22 |
0 |
0 |
9 |
41 |
10 |
46 |
3 |
13 |
География КБР |
24 |
12 |
0 |
0 |
6 |
50 |
2 |
17 |
4 |
33 |
История КБР |
24 |
6 |
0 |
0 |
3 |
50 |
0 |
0 |
3 |
50 |
Родной язык |
24 |
4 |
0 |
0 |
2 |
50 |
2 |
50 |
0 |
0 |
Результаты итоговой аттестации (предметы по выбору)
Предмет |
Всего уч-ся |
Сдавали экзамен |
Неудовл. |
«3» |
«4» |
«5» |
||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|||
Биология |
24 |
16 |
0 |
0 |
8 |
50 |
3 |
19 |
5 |
31 |
Обществознание |
24 |
10 |
0 |
0 |
3 |
30 |
1 |
10 |
6 |
60 |
История |
24 |
6 |
0 |
0 |
1 |
17 |
2 |
33 |
3 |
50 |
Химия |
24 |
13 |
0 |
0 |
6 |
46 |
4 |
31 |
3 |
23 |
Причины снижения успеваемости:
-СККО, РСРЦ
-конкуренция ОУ в районе в условиях демографического вакуума
-текучка кадров
5. Результаты государственной итоговой аттестации за курс среднего образования
(11 класс).
Из выпускников 11 класса все допущены к государственной итоговой аттестации, все на общих основаниях, всего – 15 человек, 1 класс.
Результаты ЕГЭ – 2011.
№ |
Предмет |
Минимальный балл |
Кол-во сдавав-ших |
Не преодолели мин. порог |
Средний балл по школе |
Средний балл по городу |
1. |
Русский язык |
36 |
15 |
0 |
58,3 |
58,01 |
2. |
Математика |
24 |
15 |
0 |
52 |
55,6 |
3. |
Английский язык |
20 |
1 |
0 |
22 |
57,4 |
4. |
Химия |
32 |
1 |
0 |
34 |
65,2 |
5. |
Обществознание |
39 |
12 |
0 |
56,4 |
58,4 |
6. |
История России |
30 |
1 |
0 |
48 |
60,8 |
7. |
Физика |
33 |
1 |
1 |
23 |
57, 6 |
1. Причины снижения успеваемости и качества.
Основными причинами показателей считаем
-низкая материальная заинтересованность педагогических кадров;
-влияние воспитанников РСРЦ и интенсивное движение учащихся в приюте;
-высокие требования к уровню образования и низкая мотивация детей из РСРЦ, доля которых составляет 20% от общего состава обучающихся в МОУ СОШ №10.
II. Анализ методической работы школы.
Методическая работа в школе построена в национальной образовательной рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». В 2010-2011 учебном году педагогический коллектив работал по теме «Личностно ориентированное обучение как средство дифференциации в образовании».
Структура управления методической работой школы
В прошедшем учебном году были проведены педсоветы по следующим темам:
1. Личность учителя при переходе к адаптивной системе обучения.
2. Стимулирование познавательной деятельности учащихся в УВП.
3. Воспитательная работа в адаптивной системе обучения.
На педсоветах решались проблемы, связанные с изменениями в современной образовательной среде. Подробно рассматривались пути внедрения ФГОС, изменения в нормативной базе федерального уровня и локальных актах, переход на проектное обучение, вопросы оптимизации учебного процесса, проводилась теоретическая подготовка к школьному семинару.
Следующие вопросы и проблемы решались на методических советах и совещаниях при директоре:
ü Обсуждение плана работы школы на учебный год и готовность к новому учебному году
ü Создание экспертных и творческих групп
ü Итоги мониторинга и ВШК
ü Современное воспитание и образование: технологии, методики и формы
ü Работа с различными группами детей: одарёнными, мотивированными, слабоуспевающими, «группы риска»
Педагогические кадры
В истекшем учебном году в школе работали 24 педагога. Из них
-по стажу:
больше 20 лет – 4 человека
больше 10 лет – 12 человек
больше 5 лет – 3 человека
до 5 лет – 5 человек
-по образованию:
Высшее – 22
Среднее специальное – 2
-по квалификации:
Высшая категория – 3
I категория – 7
II категория – 10
Без категории – 4
В течение 2010 – 2011учебного года повысили категорию 3 молодых специалиста – Кучуков А.М., Малкондуева Л.И., Аврахова Л.Ф.
Административный и педагогический состав в этом учебном году несколько изменился. Сменились заместители директора по УВР и ВР, сменились учителя английского языка, химии и физики. Однако методическая работа может считаться выполненной, так как основные мероприятия, запланированные на год, были проведены.
Активно посещали городские семинары учителя гуманитарного цикла (Сарахова М.Ш., Аврахова Л.Ф., Малкондуева Л.И., Смирнова Т.Б.), учителя родных языков (Газаева Ф.С., Макоева А.А.), учитель математики (Ансокова Т.А.), учителя эстетического развития (Шевчук Г.Б.), учителя естественнонаучного цикла (Кочегарова Е.В.).
Работу в городском МО учителя английского языка Авраховой Л.Ф.отметил ДО местной администрации.
Участие учителей в методической работе школы (%).
МО
Меропр. |
Гуманитар-ный цикл |
Техниче-ский цикл |
Началь-ная школа |
Естественно-научный цикл |
Эстетическое и физическое развитие |
Родные языки |
Педагогиче-ские чтения |
90 |
0 |
70 |
100 |
0 |
80 |
Открытые уроки |
100 |
80 |
100 |
100 |
80 |
80 |
Взаимо-посещение |
20 |
20 |
20 |
40 |
0 |
0 |
Участие в олимпиадах и конкурсах |
92 |
73 |
92 |
79 |
44 |
67 |
Мастер-классы |
0 |
0 |
0 |
12 |
0 |
0 |
Предметный месячник |
80 |
80 |
100 |
100 |
0 |
40 |
Участие в семинарах |
90 |
40 |
100 |
100 |
30 |
30 |
В соответствии с планом ОУ на предыдущий год проведён школьный семинар «Разноуровневое обучение на различных этапах урока». Активное участие в нём приняли учитель начальных классов Бозиева Н.А., учитель русского языка и литературы Сарахова М.Ш., учитель ОБЖ Колотилин А.Н., учитель биологии и географии Кочегарова Е.В.
Вопросы разноуровневого обучения решались и в преддверии практической части семинара, на которой выступила заместитель директора по УВР Гузеева Э.К. Педагогический коллектив пришёл к мнению о необходимости дифференцированного подхода на каждом этапе урока; что разноуровневое обучение – это одно из средств внедрения личностно ориентированного обучения.
Анализ
воспитательной работы
за 2010-2011 учебный год.
Воспитательный процесс в 2010-2011 учебном году организовывался в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и был направлен на максимальное раскрытие достижений каждого ребенка.
Основу учебно-воспитательного процесса в школе составляет взаимная согласованность учебных программ , программ дополнительного образования и целевых программ воспитания.
Значительным шагом в повышении качества воспитательной работы стала деятельность по реализации концепции и программы воспитательной системы школы на 2005-2011 г. Концепцией были определены ведущие приоритеты, подходы, формы и средства воспитания школьников.
Целью воспитательной программы являлось создание условий для развития нравственности школьника: воспитание духовно – богатой и свободной личности, способной строить достойную жизнь и реализовывать себя в социуме.
Результатом успешного выполнения воспитательной программы явилось повышение уровня воспитанности учащихся, устойчивое желание школьника продолжить образование в Вузах, а также приобретение навыков жизненного планирования и целеполагания.
В школе были созданы психологически комфортные условия для развития личности каждого ребенка.
Основными задачами воспитания были:
1. Гуманизация воспитательного процесса: создание условий для всестороннего развития личности и побуждения к саморазвитию, самооценке, самовоспитанию.
2. Дальнейшее развитие познавательного интереса и повышение интеллектуального уровня учащихся.
3. Формирование у детей общечеловеческих норм морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры и терпимости к людям.
4. Усиление роли семьи и привлечение её к учебно-воспитательной работе в школе.
5. Совершенствование форм и методов воспитания через повышение мастерства классного руководителя.
Приоритетными направлениями воспитательной работы были целевые программы Газмана: «Здоровье», «Общение», « Нравственность», « Учение», «Досуг», «Семья».
Воспитание осуществлялось через уроки, классные часы, внеклассные и внешкольные мероприятия.
Кадры, осуществляющие учебно-воспитательный процесс-это учителя-предметники, классные руководители и педагоги дополнительного образования. Работа с педагогическими кадрами велась в следующей форме:
-инструктивно-методическая;
-организация обмена опытом;
-индивидуальная;
-посещение открытых внеклассных мероприятий;
Работа МО классных руководителей была спланирована с учетом вооружения педагогических работников знаниями о возрастных и психологических особенностях ребенка. Для изучения детского коллектива использовались различные методики, такие как: наблюдение, опросники, анкеты, тесты. На заседаниях объединения проведены: Деловые игры « Проблемы девиантного поведения учащихся», « Трудный подросток», круглый стол « Новые формы работы с родителями», практикум «Методики изучения детского коллектива», дискуссия « Диагностика уровня воспитанности учащихся».
Для вновь назначенных классных руководителей оказывалась теоретическая и практическая помощь по вопросам воспитания.
Анализ воспитательной деятельности классных руководителей приводит к выводу, что большинство из них владеет методикой получения информации для анализа, умеет определять изменения, произошедшие как в развитии коллектива, так и в развитии личности отдельных учащихся, правильно планируют воспитательный процесс.
В работе МО классных руководителей необходимо шире использовать взаимопосещение классных часов и внеклассных мероприятий, а также обобщить опыт воспитательной работы таких педагогов, как Кантемирова М.М, Кочегарова Е.В, Шевчук Г.Б, Бозиева М.К.
Большую возможность для изучения личности ученика представляет классный час, что, к сожалению, не всегда в полной мере используется классными руководителями.
Основа воспитательного процесса заключается в педагогически целесообразной организации жизни детей. Воспитательная работа педколлектива проводилась во время учебных занятий, на классных часах,во внеурочное время. Были организованы заочные путешествия по улицам города, экскурсии в музеи, уроки мужества и гражданственности, беседы о нравственности и правовом воспитании. Проводились дискуссии, выстывки плакатов и рисунков, круглые столы с представителями различных религиозных конфессий и представителями правоохранительных органов, организовывались культпоходы в театры и кинотеатры, посещались концерты артистов филармонии. Познавательные конкурсы, посвященные творчеству писателей, поэтов и художников-вот то творческое поле, где воспитывалась личность ребенка. Творчество в школе просто необходимо,-оно расширяет мировоззрение, учит чуткости по отношению к товарищам, воспитывает чувство ответственности перед коллективом.
Необходимо отметить хорошую работу следующих классных руководителей: Кантемировой М.М, Бозиевой М.К, Бозиевой Н.А., Кочегаровой Е.В., Шевчук Г.Б., Павловой А.Ф., Роговой Л.Г.
Очевидно, чтотв нравчтвенном и психологическом становлении личности учащихся, помимо развития их познавательных интересов, немаловажную роль играют кружки. В 2010-2011 учебном году функционировало 5 кружков, которыми охвачено 56 человек, и 33 учащихся посещали 2 спортивные секции. С наибольшим удовольствием дети посещали такие кружки, как хореографическая студия (руководитель Лякишева С.Б.), гобелен (Шомахова О.П), Музыкальная школа, волейбол.
Дополнительное образование проводилось наряду с базовым и неявлялось второстепенным. В основу дополнительного образования положена единая система эстетического и нравственного воспитания. Работа в школе с учащимися строилась с соблюдением прав ребенка на получение бесплатного общего образования и права на получение дополнительного бесплатного образования.
При создании кружков и секций выдерживался принцип добровольности: ученик сам записывает себя в тот или иной кружок и может в любое время уйти из него. Релизация этого принципа создает оптимальные условия для проявления способностей, самореализации и самоутверждения учащихся.
Досуг оказывает воздействие на жизненные установки детей, способен изменить их поведение, снять неуверенность в себе, тайный страх, недоверие. Поэтому в школе и были созданы досуговые центры:
1. Хореографический:
-хореография (1-4классы)
-школа танца (4-7классы)
2. Музыкальная школа(1-4 классы)
3. Декоративно-прикладного творчества:
1) гобелен (1-7классы)
4. спортивный:
-секция волейбола(5-7кл.)
-секция баскетбола(8-11кл)
Важно отметить результативную работу следующих педагогов: Лякишевой С.Б, Шевчук Г.Б, чьи воспитанники активно участвовали в общественной жизни школы и занимали призовые места в мероприятиях городского масштаба: конкурс «Душа танца»-2,3места. Звонкие голоса России-1место городского масштаба, 3место республиканского масштаба.
Внеучебную деятельность можно разделить на две части: общешкольные дела и внутриклассная жизнь.
Что касается традиционных и школьных дел, то можно констатировать, что они проходили успешно: «День знаний», «День учителя», КТД «Природа и мы»,»Новогодние утренники», «День святого Валентина», «Уроки мужества, встреча с афганцами», « Встречи с ветеранами», « А ну-ка девочки!», «День Победы», «Последний звонок» и выпускные вечера. Каждое из этих мероприятий запомнилось учащимся своей яркостью, интересным содержанием, полезными знаниями, разнообразием, состязательностью.
Традиции- это, чем сильна школа, то, что делает ее родной и неповторимой, близкой для тех, кто в ней учится, и тех, кто учит. Традиционные дела любимы, к ним готовятся заранее, в этом, несомненно, большая заслуга классных руководителей. На будущий учебный год желательно итоги конкурсов и мероприятий освещать в форме фоторепортажей.
Данные факты говорят о том, что традиции нашей школы сохраняются и поддерживаются всеми учителями.
В целях выработки у школьников активной жизненной позиции, были проведены экскурсии в пожарную часть, где дети ознакомились с техникой, музеем и обучались умениям и навыкам по предупреждению и тушению пожаров, оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
На классных часах классные руководители обучали своих воспитанников правилам безопасного поведения на дорогах и улицах, умениям и навыкам по предупреждению и тушению пожаров, оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
В течение нескольких лет в школе проводятся концерты симфонического оркестра городской филармонии. Эти мероприятия прививают детям любовь к классической музыке. В этом году дети посетили два таких концерта, а также концерт солистов филармонии. Школа продолжает сотрудничать с музыкальной школой№3: четвертый посещают классы фортепиано. Поддерживается связь с театрами города: Музыкальным театром, Русской драмы, театром им. Шогенцукова. Встречи с музыкантами и артистами оставляют неизгладимые впечатления в душах детей.
В школе большое значение придавалось спортивной, физкультурно-массовой и оздоровительной работе. Традиционно проводились «Веселые старты», «Старты надежд», первенство по волейболу, баскетболу. Спортсмены школы принимали активное участие во всех городских спортивных меропритиях: легкоатлетическом кроссе, президентских состязаниях, играх маленьких джигитов, шахматно-шашечных турнирах, спартакиаде допризывной молодежи идр.
Достаточно успешно в школе реализовывалась проблема развития трудовой активности учащихся в работе по самообслуживанию и благоустройству школы. Каждый классный коллектив имел свой участок в школе и на территории, прилегающий к ней, где еженедельно проводились трудовые десанты для поддержания чистоты, что способствовало воспитанию у них бережного отношения к материальным ценностям и сохранению школьного имущества. Также в течение летних каникул ученики по графику следили за санитарным состоянием школьного двора.
Подготовка к празднованию 66-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне способствовала воспитанию гражданских качеств личности, таких, как патриотизм, чувство долга, уважение и интерес к истории Отечества, к участникам Великой Отечественной войны, желание облегчить жизнь старшего поколения. В течение всего учебного года было проведено много познавательных и интересных мероприятий: исторические чтения для учащихся 5-11 классов ( Защитники Брестской крепости, Битва под Москвой, Блокада Ленинграда, Сталинградское сражение, Нальчик-город воинской славы), на уроки мужества приглашались ветераны войны, ветераны Афганистана. Школьники приняли активное участие в акции «Ветеран живет рядом». Они выявляли адреса ветеранов и составляли социальные паспорта, посещали ветеранов с поздравлениями в праздничные дни. В школе было организовано торжественное мероприятие с выездом в военный городок пос.Звездный, для военных был дан большой праздничный концерт.
Для учащихся старших классов были проведены классные часы. Среди учащихся 1-6 классов и 7-11 классов проведены конкурсы рисунков, боевых листков и стендов.
Ученики 7-9 классов 8-9 мая несли Вахту памяти у мемориала погибшим жителям г. Нальчик в годы ВОВ.
Главным результатом деятельности общешкольного коллектива по патриотическому воспитанию является трепетное и уважительное отношение к ветеранам и гордость за нашу Родину.
Учащиеся школы принимали активное участие во всех городских мероприятиях и акциях, получали грамоты и дипломы, демонстрируя свои коммуникативные навыки, навыки общения, умения находить выход из любых ситуаций.
Анализ внутриклассной жизни показывает, что коллективная работа в классах позволила учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях. Известно,-чем разнообразнее ролевой набор. Тем выше уровень развития личности. Проигрывая разные роли. Ребенок устанавливает и расширяет свои способы взаимодействия с окружающим миром, учится жить в коллективе, принимать социальные роли и соответствовать им.
Основной составляющей воспитательной работы в классе является участие класса во всех общешкольных мероприятиях. Это позволяет четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе, что способствует:
- повышению уровня общительности каждого в отдельности;
- развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, помогает рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части школьного коллектива;
-участие класса во всех общешкольных мероприятиях помогает классному руководителю заполнить досуг школьников интересными и познавательными, веселыми и развлекательными мероприятиями,тем самым сведя к минимуму влияние улицы.
Безусловно, все перечисленное выше способствует воспитанию у учащихся целого ряда полпжительных качеств, развитию инициативы активной жизненной позиции, формирует ответственность, учит умению общаться, воспитывает толерантную личность.
Активно велась работа Совета профилактики. Соцпедагог выявлял проблемных детей, исходя из социального паспорта школы, а также путем систематических наблюдений и изучения результатов их деятельности. Устанавливались характер педагогической запущенности детей, их интересы, склонности и способности. На основе собранной информации составлялась матрица социального неблагополучия ученика. После этого проектировалась и осуществлялась индивидуальная программа помощи ребенку.
С неблагополучными учащимися проводились коррекционно-психологические игры и упражнения. Были организованы встречи и круглые столы с представителями духовенства, врачами-наркологами, патриотических и молодежных общественных организаций.
В результате такой работы вот уже более шести лет нет детей. Состоящих на учете в ПДН, не увеличивается число учащихся из «группы риска».
Исследуя проблему социума школы за 4 года, можно сделать выводы, что количество детей, находящихся на опеке не увеличилось, но резко выросло число малообеспеченных семей. Все это говорит о нестабильности в обществе и значительном обнищании населения.
Учебный год |
Сироты |
Опекаемые |
Много-детные |
Дети из мало обеспеченных семей |
Дети из неблаго-получных семей |
Дети из «группы риска» |
ПДН |
Внутри-школьный учет |
2009-2010 |
0 |
3 |
17 |
32 |
0 |
0 |
- |
2 |
2010-2011 |
0 |
3 |
17 |
36 |
0 |
0 |
- |
2 |
Школа оказывала таким группам семей посильную помощь: выдавались учебники из библиотечного фонда. Дети получали бесплатные завтраки, оказывалась материальная помощь, приобретались билеты за счет школьного фонда на концерты и спектакли.
Взаимоотношения с родителями строились на взаимном доверии, уважении и понимании. В работе с семьями учеников школа уделяла внимание психолого-педагогическому просвещению родителей, а также приобщению их к совместной деятельности. При этом решались следующие задачи:
-повышение уровня педагогической культуры родителей;
-формирование социальных навыков здорового образа жизни подростков;
-развитие уровня коммуникативной компетентности родителей и подростков;
-установление взаимопонимания между поколениями.
На общешкольных собраниях в этом учебном году рассматривались вопросы о совместной работе школы и социума по профилактике правонарушений; о роли семьи как фактора психологического здоровья; о проблемах «трудных детей». Также были организованы встречи и «Круглые столы» с представителями общественных организаций и врачами узких специальностей.
Активная позиция родителей в совместной воспитательной работе находит отражение в большом многообразии форм сотрудничества. Среди них: Попечительский Совет, Родительский комитет, организация праздников и родительского лектория, помощь в ремонте школы. Удовлетворенность родителей работой школы носит позитивный характер.
Восприятие учащихся школы, их психическое и социальное благополучие определялось путем анкетирования и тестирования. Результаты показали, что число учащихся, отрицающих школу снижается. А активность детей, принимающих участие в отдельных школьных мероприятих, с каждым годом повышается. Увеличился и процент детей, оценивающих свое положение внутри школы как положительное.
Исследования и наблюдения за воспитательным процессом в течение последних 5 лет показали, что внеклассная жизнь наших школьников и педагогов насыщенаи многообразна.
В целях планирования воспитательной работы, ориентированной на развитие личности ребенка и классного коллектива, корректировки содержания и форм процесса воспитания отслеживается уровень воспитанности учащихся ,вырабатываются практические рекомендации по его повышению. Результаты диагностики уровня воспитанности позволяют наглядно увидеть изменения в каждом классе и в школьном коллективе в целом.
Уровень воспитанности учащихся во внешнеповеденческом аспекте в течение последних 3-х лет является стабильным.
Критерием успешности воспитательной работы в школе является положительная динамика межличностных отношений. Сплоченности классного коллектива и удовлетворенности учащихся общением, а учителей- своей деятельностью.
Приведенные данные свидетельствуют о том. Что воспитательно-образовательный процесс конструктивен, направлен на развитие личности учащегося, на успешность его деятельности и поведения.
Анализируя работу за прошедший год, можно сделать вывод: поставленные задачи на 2010-2011 учебный год выполнены успешно.
Исходя из вышесказанного, учитывая потребности учащихся и их родителей. 2010-2011 учебном году перед школой должны стоять следующие воспитательные задачи:
1. Формирование у детей гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина России
2. Совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие навыков здорового образа жизни.
3. Развитие коммуникативных способностей и формирование методов бесконфликтного общения.
4. Поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности.
5. Активизация ученического самоуправления и дальнейшее развитие детской организации как основы для межвозрастного конструктивного общения и социальной адаптации.
6. Совершенствование системы семейного воспитания. Повышение ответственности родителей за воспитание и обучение детей; правовая и экономическая защита личности ребенка.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка тик ток