Публичный доклад 2009-2010

I. Информационная справка

 

Общая информация:

Количество учащихся – 303  ученика.

Количество педагогических работников: 28 чел.

Количество комплект - классов - 13

Режим работы:

Количество смен – 2 (подсменка):

-I смена – 8.00

-II смена – 13.00 (2 «А»)

Продолжительность уроков – 40 мин, в 1 классе – 35 мин. Перемены по 10 минут, перерыв 15 минут после 3 урока.

Структура образовательной среды,

 внутренние и внешние связи учебного заведения.

 

-I ступень обучения - начальная школа: продолжительность обучения 4 года;

-II ступень обучения - основная школа: продолжительность обучения 5 лет;

-III ступень обучения - старшая школа: продолжительность обучения 2 года

 

 

II. Проблемно – ориентированный анализ

 качества знаний, умений и навыков учащихся

за 2009/2010 учебный год.

 

1.      Общая информация.

            Успешно закончили обучение 285 учащихся, 221 ученик 1-, 8-, 10-х классов (99%) переведены в следующий класс,1 ученик Клят В. (2 «а» класс) оставлен на повторный год обучения. Он прибыл в школу в РСРЦ для несовершеннолетних «Намыс», которая имеет большую педагогическую запущенность. Один ученик Курбанов Э. (3 «а» класс) имел неудовлетворительные оценки по русскому языку и математике. Для него были организованы занятия и повторная аттестация по этим предметам, которую он успешно прошел и был переведен в следующий класс. Успешно выдержали итоговую аттестацию и получили соответствующий документ об образовании 64 ученика основной и средней школы. В основной школе аттестат особого образца получила ученица 9 «б» класса Велижакина В., 2 ученика средней школы Ансоков А. и Цамаев З окончили школу с золотой медалью. Из 254 учащихся (без учета первоклассников) на все пятерки закончили школу 20 учеников, что составляет 8 % от общего числа учащихся, на «4» и «5» - 56 учащихся, т.е. 22 %.

 

2.      Результаты обучения.

Успеваемость учащихся школы в 2009/2010 учебном году.

 

Ступень обучения

начальная

основная

старшая

среднее

Всего

Всего обучающихся, чел.

100

138

49

-

287

Общая успеваемость, %

97

100

100

99

-

Качественная успеваемость, %

34,4

23,7

49

35,7

-

Степень обученности учащихся, %

52,7

44,7

54,3

50,6

-

Количество отличников, чел.

10

4

6

-

20

Количество хорошистов, чел.

13

25

18

-

56

Оставлено на второй год, чел.

1

-

-

-

1

Переведено условно, чел.

1

-

-

-

1

 

 

Динамика качества обучения

 

 

Качественные показатели

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительный анализ

 итоговой аттестации учащихся

за курс основной и средней школы

 

Учебный год

2007/2008

2008/2009

2009/2010

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Окончили 9 класс

41

100

29

100

34

100

На «отлично»                

1

2,4

-

-

1

3

На «4» и «5»

10

24,4

8

27,4

6

18

Качество знаний

учащихся 9-х классов

(в среднем по предметам)

по результатам итоговой

аттестации

 

30,7

 

27,4

 

21,3

Окончили 11 класс

15

100

22

100

30

100

С золотой медалью

1

6,7

3

13,6

2

7

С серебряной медалью

2

13,3

-

-

-

-

На «4» и «5»

2

13,3

10

45,6

18

60

Качество знаний

учащихся 11-х классов

(в среднем по предметам)

По результатам итоговой

аттестации

 

33

 

59

 

67

 

Численность выпускников 9-х классов – 34 чел.

Численность выпускников 11-х классов – 30 чел.

Общая успеваемость – 100 %.

Получили аттестат об основном общем образовании – 34 чел.

Численность выпускников, закончивших на «5» и «4» - 7 чел.

Качество знаний выпускников основной школы – 21,3 %.

Получили аттестат о среднем (полном) общем образовании – 30 чел.

Численность выпускников 11 класса, закончивших на «5» и «4» - 17 чел.

Качество знаний выпускников средней школы – 67 %.

Награждены золотой медалью – 2 чел.

Награждены Похвальной грамотой «За особые успехи в изучении предметов» - 2 чел.

 

Результаты экзаменов в новой форме за курс основного общего образования выпускников 9-х классов в 2009/2010 учебном году.

 

Предмет

Число участников

Численность выпускников, получивших отметку

«5»

«4»

«3»

«2»

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Русский язык

33

5

15

11

33

17

52

-

-

Математика

33

8

24

6

18

19

58

-

-

 

Результаты экзаменов в традиционной форме за курс основного общего образования выпускников 9-х классов в 2009/2010 учебном году.

 

Предмет

Число участников

Численность выпускников, получивших отметку

«5»

«4»

«3»

«2»

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Обязательные предметы

Родной язык

9

2

22

3

33

4

44

-

-

География КБР

2

1

50

-

-

1

50

-

-

История КБР

23

7

30

10

43

6

26

-

-

Экзамены по выбору

Биология

25

-

-

10

40

15

60

-

-

Обществознание

31

2

6

7

23

22

71

-

-

История России

8

2

25

3

38

3

38

-

-

Английский язык

3

3

100

-

-

-

-

-

-

 

Результаты единого государственного экзамена выпускников 11 класса.

 

Государственную итоговую аттестацию в форме Единого государственного экзамена по русскому зыку и литературе учащиеся 11 класса прошли успешно.

 

Предмет

Число участников

Средний балл

Кол-во пересдач (ниже мин.

порога)

Доля учащихся, набравших баллы, %

 

 

 

 

11-

21-

31-

41-

51-

61-

71-

81-

91-

Русский язык

29

54,7

3

-

-

17

21

31

21

3

3

-

Математика

29

47,4

-

-

14

21

31

10

10

3

-

7

Общество-

знание

17

45,7

1

-

-

12

35

35

6

7

-

-

Биология

6

54,8

-

-

-

17

17

33

33

-

-

-

Химия

5

60,2

-

-

-

-

60

-

-

40

-

-

Английский язык

6

58

-

-

17

-

33

-

17

17

-

-

История

8

51,4

-

-

13

25

17

25

-

25

-

-

Физика

3

57,3

-

-

-

-

33

33

33

-

-

-

Информатика

2

45

-

-

-

50

-

-

50

-

-

-

География

1

55

-

-

-

-

-

100

-

-

-

-

 

            Результаты государственной (итоговой) аттестации по разным предметам учебного плана позволяют сделать следующие выводы:

- степень обученности обучающихся 9-,11-х классов соответствует требованиям государственных образовательных стандартов;

- подавляющее большинство выпускников не только подтвердили свои оценки, но и улучшили их по разным предметам.

 

 

3.      Внутришкольное руководство и контроль.

 

            В течение 2009/2010 учебного года в коле осуществлялся педагогический мониторинг, одним из основных этапов которого является отслеживание и анализ качества обучения и образования по ступеням, анализ уровня промежуточной и итоговой аттестации по предметам с целью выявления недостатков в работе педагогического коллектива по обучению учащихся и их причин.

            Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса в 2009/2010 учебном году явились:

·         выполнение всеобуча;

·         состояние преподавания учебных предметов;

·         качество ЗУН учащихся;

·         качество ведения школьной документации;

·         выполнение учебных программ и предусмотренного минимума письменных работ;

·         подготовка и проведение итоговой аттестации за курс основной и средней школы;

·         выполнение решений педагогических советов и совещаний.

Формы контроля, использованные в 2009/2010 учебном году:

·         Классно-обучающий контроль в 5 «а», 9 «а», 9 «б», 10 «а» (фронтальный вид контроля за деятельностью учителей, классных руководителей, уровень ЗУН (срезы, контрольные работы));

·         Обзорный контроль (тематический вид) – обеспеченность учащихся учебной литературой, состояние школьной документации, состояние учебных документов на конец учебного года, контроль календарно-тематического планирования и программ, надомного обучения, выполнения программ и минимума контрольных, проверочных и лабораторных работ по всем предметам; выполнение программ обучения на дому; организация повторения учебного материала за курс начальной школы в 5-м классе; организация работы кружков, секций; организация итогового повторения; посещаемся занятий учащимися; работа с отстающими «трудными» учащимися; уровень подготовленности первоклассников к обучению в школе; развитие орфографической зоркости учащихся 2 «а» класса; творческая работа учителя на уроках в 3 «а» классе; организация работы ГПД, выполнение режима ГПД; готовность к новому учебному году; организация физкультурно-оздоровительной работы; состояние охраны труда и техники безопасности; обеспеченность учащихся начальной школы и детей из малоимущих семей питанием;

·         Административный контроль за уровнем знаний и умений по предметам – стартовый контроль, рубежный контроль (по четвертям и полугодиям), итоговый контроль (годовой на конец учебного года в переводных классах), предварительный контроль (перед экзаменами в выпускных классах), итоговый контроль (итоговая аттестация в выпускных классах);

·         Тематически-обучающий контроль – изучение результативности и качества обучения, уровня сформированности ЗУН.

·         Комплексно-обобщающий – качество и уровень методической и теоретической подготовки учителя; индивидуализация и дифференциация обучения при формировании общеучебных и специальных знаний.

Кроме того, проводились срезы знаний по плану МО в 4 «А», 9,11 классах.

 

Успеваемость на конец учебного года составляет 99% (в прошлом году - 98,3%), качество знаний – 36% (в прошлом – 33%). Сравнительный анализ за последние 4 года свидетельствует о стабильности результатов обучения. Имеется резерв школы, от которого будут зависеть показатели будущего года – 23 ученика с одной «3» (9%).

 

Наилучшие результаты качества знаний показали учащиеся 3 «А» (42%), 4 «А» (50%), 6 «А» (40%), 11 «А» (50%), 11 «Б» (50%) классов.

Низкое качество в сравнении с прошлым годом имеют ученики 4 «Б», 6 «Б», 8 «А», 9 «Б» классов,   однако уровень обученности остался на прежнем уровне.

 

Контроль за ведением школьной документации показал, что некоторые, даже опытные учителя, не умеют работать с журналами, личными делами. С инструкцией по ведению классного журнала ознакомились формально. Качественно эта работа выполнена у  учителей начальных классов Бозиевой Н.А., Бозиевой М.К., Кантемировой М.М., Паштовой Т.К., а также учителей Чередниченко Т.Н., Кочегаровой Е.В., Шоговой Р.А., Бадаловой З.В., Макоевой А.А.

 

Компетентности  и методической подготовленности членов администрации школы достаточно для обеспечения квалифицированного руководства всеми направлениями учебно-воспитательного процесса. Формы и методы контроля соответствуют задачам, которые педагогический коллектив ставил перед собой на 2009-2010 учебный год.

 

III.  Анализ методической работы

за 2009-2010 учебный год.

 

Методическая тема МОУ СОШ №10: Личностно ориентированное обучение как средство дифференциации и индивидуализации в условиях адаптивной школы.

Темы педагогических советов:

1.      Теоретические основы личностно ориентированного обучения.

2.      Современный урок с позиции личностно ориентированного обучения.

3.      Система воспитательной работы как основа формирования ценности образования в адаптивной системе обучения.

Методические объединения школы:

ü  Начальная школа

ü  Учителя гуманитарного цикла (русский язык и литература, иностранный язык)

ü  Учителя физико-математического цикла (математика, физика, инфорамтика)

ü  Учителя естественнонаучного цикла (биология, химия, физика)

ü  Учителя физкультуры, ОБЖ, изобразительного искусства, музыки.

ü  Классные руководители.

 

Данные о педагогических кадрах.

 

Сведения о квалификационной категории учителей.

 

Сведения об образовании и наградах  учителей.

 

 

Педагогические чтения.

В течение учебного года на педагогических советах, заседаниях методического совета и методических объединений были заслушаны и обсуждены выступления по следующим темам:

1.      Игра как средство повышения интереса к уроку – Аврахова Л.Ф., учитель английского языка

2.      Развитие монологической речи у учащихся – Аврахова  Л.Ф., учитель английского языка

3.      Развитие монологической и диалогической речи на уроках русского языка и литературы – Малкондуева Л.И.

4.      Формирование устойчивого интереса к предмету как путь личностного роста ученика – Сарахова М.Ш., учитель русского языка и литературы.

5.      Словарная работа на уроках русского языка русского языка – один из путей повышения языковой культуры учащихся – Шогова Р.А., учитель русского языка и литературы.

6.      Повторение и обобщение при подготовке к ЕГЭ – Шогова Р.А., учитель русского языка и литературы.

7.      Личностно ориентированное обучение как средство формирования учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка – Кантемирова М.М., учитель начальных классов.

8.      Десять секретов успешного проведения родительского собрания – Бозиева М.К., учитель начальных классов.

9.      Изучение обычаев и традиций на уроках балкарского языка и литературы – Газаева Ф.С.

10.  Подвижные игры – путь к здоровью – Павлова А.Ф., учитель физкультуры.

 

Открытые уроки и внеклассные мероприятия по предметам.

 

1.      Урок – дискуссия «Патриотизм: знак вопроса» в 10 «А» классе – Сарахова  М.Ш., учитель русского языка и литературы.

2.      Читательская конференция по книге Ю.Бондарева «Горячий снег» в 11 «А» классе – Сарахова  М.Ш., учитель русского языка и литературы.

3.      Урок-беседа «Русский характер» и «Живя, умей всё пережить» по произведениям В.Быкова, А.Толстого, М.Шолохова - Сарахова  М.Ш., учитель русского языка и литературы.

4.      Урок обобщение «Обособленные члены предложения» в 8 «А» классе – Шогова Р,А., учитель русского языка и литературы.

5.      Литературная гостиная, посвящённая к юбилею А.П.Чехова «В человеке всё долно быть прекрасно» в 6-х классах – Шогова Р.А.,учитель русского языка и литертауры.

6.      Путешествие в страну английского языка – Болотокова О.И., учитель английского языка.

7.      Математический КВН в 6-х классах – Маремшаова К.С., учитель математики.

8.      Урок «Физика вокруг нас» в 7 «А» классе – Суслова О.Э., учитель физики.

9.      Урок-обобщение «Электромагнитные колебания» в 9 «А» классе – Суслова  О.Э., учитель физики.

10.  Конференция, посвящённая  160-летию В.Ковалевской – Ансокова Т.А., учитель математики.

11.  Создание коллажа «Вклад учёных-физиков в Победу» с 11 «А» классом – Суслова О.Э., учитель физики.

12.  Интегрированный урок математики и природоведения «Сложение и вычитание многозначных чисел» в 4 «А» классе – Бозиева Н.А., учитель начальных классов.

13.  Урок-обобщение «Имя прилагательное» в 4 «А» классе – Бозиева Н.А., учитель начальных классов.

14.  Урок «Сложение и вычитание в пределах 10» в 1 «А» - Кантемирова М.М., учитель начальных классов.

15.  Урок «Праздник царицы осени» в 3 «А» классе – Бозиева М.К., учитель начальных классов.

16.  Урок «Лучшее слово о дружбе» во 2 «А» классе – Паштова Т.К., учитель начальных классов.

 

Участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях.

 

Мероприятие

Школьный уровень

Городской уровень

Республиканский и всероссийский уровень

Количество участников

Занятые места

Количество участников

Занятые места

Количество участников

Занятые места

Предметные олимпиады

78

11 – I место

12 – II место

14 – III  место

23

I место –Цамаев

(биология)

-

-

«Русский медвежонок»

 

 

 

 

54

-

«Кенгуру»

 

 

 

 

63

-

«Мои истоки»

-

-

7

II место - команда

 

 

Конкурс чтецов

32

I место – Нанова З (9А),

II место –Карагулов А. (6Б),

III место – Дзагаштова А (4А)

3

-

-

-

Конкурсы сочинений

 

 

5

-

1

II место – Ансоков А

Научно – практические конференции

-

-

-

-

-

-

 

 

Повышение педагогического мастерства.

Работа с молодыми и вновь принятыми учителями.

 

С целью совершенствования форм и методов организации урока и повышения педагогического мастерства проведёны следующие мероприятия:

1.      Научно-методический семинар «Методы и приёмы активизации учебной деятельности учащихся при изучении нового материала».

2.      Методический инструктаж молодых и вновь прибывших учителей (по плану работы школы)

3.      Опытными учителями Бозиевой Н.А., Шоговой Р.А., Макоевой А.А., Сусловой О.Э., Кодзоковой Ж.М. давались открытые уроки для обмена опытом по теме «Методы обучения детей в начальной школе».

4.      Взаимопосещение уроков с целью повышения квалификации, обмена опытом.

5.      Психологические тренинги.

6.      Распространение педагогического опыта Шоговой Р.А., Сусловой О.Э.

 

IV. Анализ воспитательной работы

за 2009/2010 учебный год

 

 

            Воспитательный процесс в 2009/2010 учебном году организовывался в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и был направлен на максимальное раскрытие достижений каждого ребенка.

            Основу учебно-воспитательного процесса в школе составляет взаимная согласованность учебных программ, программ дополнительного образования и целевых программ воспитания.

            Значительным шагом в повышении качества воспитательной работы стала деятельность по реализации концепции и программы воспитательной системы школы на 2005-2010 г.г. Концепцией были определены ведущие приоритеты, подходы, формы и средства воспитания школьников.

            Целью воспитательной программы являлось создание условий для развития нравственности школьника: воспитание духовно богатой и свободной личности, способной строить достойную жизнь и реализовывать себя в социуме.

            Результатом успешного выполнения воспитательной программы явилось повышение уровня воспитанности учащихся, устойчивое желание школьника продолжить образование в ВУЗах, а также приобретение навыков жизненного планирования и целеполагания.

            В школе были созданы психологически комфортные условия для развития личности каждого ребенка.

            Для вновь назначенных классных руководителей оказывалась теоретическая и практическая помощь по вопросам воспитания.

            Анализ воспитательной деятельности классных руководителей приводит к выводу, что большинство из них владеет методикой получения информации для анализа, умеет определять изменения, произошедшие как вразвитии коллектива, так и в развитии личности отдельных учащихся, правильно планируют воспитательный процесс.

            В работе МО классных руководителей необходимо шире использовать взаимопосещение классных часов и внеклассных мероприятий, а также обобщить опыт воспитательной работы таких педагогов, как Бозиева М. К., Павлова, А. Ф,, Бозиева Н. А., Кочегарова Е. В.

            Большую возможность для изучения личности ученика представляет классный час, что, к сожалению, не всегда в полной мере используется классными руководителями.

            Основа воспитательного процесса заключается в педагогически целесообразной организации жизни детей. Воспитательная работа педколлектива проводилась во время учебных занятий, на классных часах, во внеурочное время. Были организованы заочных путешествия по улицам города, экскурсии в музеи, уроки мужества и гражданственности, беседы о нравственности и правовом воспитании. Проводились брейн-ринги, дискуссии, викторины и конкурсы, выставки плакатов и рисунков, круглые столы с представителями различных религиозных конфессий и представителями правоохранительных органов, организовывались культпоходы в театры и кинотеатры, посещались концерты артистов филармонии. Познавательны конкурсы, посвященные творчеству писателей, поэтов и художников – вот то творческое поле, где воспитывалась личность ребенка. Творчество в школе просто необходимо, - оно расширяет мировоззрение, учит чуткости по отношению к товарищам, воспитывает чувство ответственности перед коллективом.

            Необходимо отметить хорошую работу следующих классных руководителей: Кантемировой М. М., Паштовой Т. К., Бозиевой М. К., Бозиевой Н. А., Кочегаровой Е. В., Павловой А. Ф., Шевчук Г. Б., Ансоковой Т. А., Роговой Л. Г., Макоевой А. А., Сусловой О. Э.

            Очевидно, что в нравственном и психологическом становлении личности учащихся, помимо развития их познавательных интересов, немаловажную роль играют кружки. В 2009/2010 учебном году функционировало 7 кружков, которыми охвачено 110 человек (36,7 %), и 60 учащихся (20 %) посещали 3 спортивные секции. С наибольшим удовольствием дети посещали такие кружки, как Хоровая студия (руководитель Курносова И. А.), Умелые руки (Титаренко Е. И.), Вязание (Балаклицкая И П.), Хореография (Лякишева С. Б.), Театральная студия (Шевчук Г. Б.).

            Дополнительное образование проводилось наряду с базовым и не являлось второстепенным. В основу дополнительного образования положена единая система эстетического и нравственного воспитания.

            Работа в школе с учащимися строилась с соблюдением прав ребенка на получение бесплатного общего образования и права на получение дополнительного бесплатного образования.

            При создании кружков и секций выдерживался принцип добровольности: ученик сам записывает себя в тот или иной кружок и может в любое время уйти из него.

            Реализация этого принципа создает оптимальные условия для проявления способностей, самореализации и самоутверждения учащихся.

            Досуг оказывает воздействие на жизненные установки детей, способен изменить их поведение, снять неуверенность в себе, тайный страх, недоверие. Поэтому в школе и были созданы досуговые центры:

 

1.      Хореографический:

- хореография (1-4 кл.);

- школа танца (4-7 кл.);

 

2.      Музыкально-театральный:

- хор (3-8 кл.);

- театральная студия (6-11 кл.);

- музыкальная школа (1-4 кл.);

 

3.      Декоративно-прикладного творчества:

- «умелые ручки» (1-4 кл.);

- бисероплетение (3-8 кл.);

- кружок вязания (2-6 кл.);

- кройка и шитье (7-9 кл.);

 

4.      Спортивный:

- секция волейбола (5-7 кл.);

- секция баскетбола (8-11 кл.);

- секция футбола (2-5 кл.)

 

 

Охват учащихся кружками представлен на диаграмме.

            Важно отметить результативную работу следующих педагогов: Курносовой И. А., Шевчук Г. Б., Лякишевой С. Б., Титаренко Е. И., чьи воспитанники активно участвовали в общественной жизни школы, и занимали призовые места в мероприятиях городского масштаба: конкурс «Тебе, Великая Победа, посвящается!» -

I место за театральную постановку «А зори здесь тихие», фестиваль «Мой Кавказ» - IV место, конкурс поделок «С чего начинается Родина» - II место.

            Внеучебную деятельность можно разделить на 2 части: общешкольные дела и внутриклассная жизнь.

            Что касается традиционных и школьных дел, то можно констатировать, что они проходили успешно: «День знаний», «День Учителя», КТД «Природа и мы», «День Святого Валентина», «Армейский калейдоскоп», «А, ну-ка, девочки!», «День Победы», «Вахты памяти», «Встречи с ветеранами», «Последний звонок» и Выпускные вечера. Каждое из этих мероприятий запомнилось учащимся своей яркостью, интересным содержанием, полезными знаниями, разнообразием, состязательностью.

            Традиции – это то, чем сильна школа, то, что делает ее родной и неповторимой, близкой для тех, кто в ней учится, и тех, кто учит. Традиционные дела любимы, к ним готовятся заранее, в этом, несомненно, большая заслуга родителей.          

            На будущий учебный год желательно итоги конкурсов и мероприятий освещать в форме фоторепортажей.

            Данные факты говорят о том, что традиции нашей школы сохраняются и поддерживаются всеми учителями.

            В целях выработки у школьников активной жизненной позиции, были проведены экскурсии в пожарную часть, где дети ознакомились с техникой, музеем, и обучались умениям и навыкам по предупреждению и тушению пожаров, оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.

            На классных часах классные руководители обучали своих воспитанников правилам безопасного поведения на дорогах и улицах, умениям и навыкам оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Команды школьников принимали активное участие в городских конкурсах рисунков и викторинах по этой тематике.

            В течение нескольких лет в школе проводятся концерты симфонического оркестра городской филармонии. Эти мероприятия прививают детям любовь к классической музыке. В этом году дети посетили два таких концерта, а также концерт солистов филармонии «Песни Победы». Школа продолжает сотрудничать с музыкальной школой № 3: третий год дети посещают классы фортепиано и вокала. Поддерживается связь с театрами города: Музыкальным театром, Русской драмы, театром им. А.Шогенцукова. Встречи с музыкантами и артистами оставляют неизгладимые впечатления в душах детей.           

            В школе большое значение придавалось спортивной, физкультурно-массовой и оздоровительной работе. Традиционно проводились «Веселые старты», «Старты надежд», первенство по волейболу, баскетболу, футболу. Спортсмены школы принимали активное участие во всех городских спортивных мероприятиях: легкоатлетическом кроссе, президентских состязаниях, играх маленьких джигитов, шахматно-шашечных турнирах, спартакиаде допризывной молодежи и др.

            Достаточно успешно в школе реализовалась проблема развития трудовой активности учащихся в работе по самообслуживанию и благоустройству школы. Каждый классный коллектив имел свой участок в школе и на территории, прилегающей к ней, где еженедельно проводились трудовые десанты для поддерживания чистоты, что способствовало воспитанию у них бережного отношения к материальным ценностям и сохранению школьного имущества. Также в течение летних каникул ученики по графику следили за санитарным состоянием школьного двора.

            Подготовка к празднованию 65-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне способствовала воспитанию гражданских качеств личности, таких, как патриотизм, чувство долга, уважение и интерес к истории Отечества, к участникам Великой Отечественной войны, желание облегчить старшего поколения. В течение всего учебного года было проведено много познавательных и интересных мероприятий: исторические чтения для учащихся 5-11 классов (Защитники Брестской крепости, Битва под Москвой, Блокада Ленинграда, Сталинградское сражение, Нальчик – город воинской славы), на уроки мужества приглашались ветераны войны, узники концлагерей, блокадники Ленинграда, ветераны Афганистана и Чечни. Школьники приняли активное участие в акции «Ветеран живет рядом». Они выявляли адреса ветеранов и составляли социальные паспорта, посещали ветеранов с поздравлениями в праздничные дни. В школе было организовано торжественное мероприятие с вручением ветеранам и труженикам тыла юбилейные медали «65 лет Победы», для гостей был дан большой праздничный концерт.

            В школьном музее и зале боевой славы обновлены экспозиции, посвященные Исаю Иллазарову, к 90-летнему юбилею которого был проведен вечер памяти «Подвиг твой бессмертен» для учащихся 1-8 классов. Ученики начальной школы в юбилейные дня несли вахту памяти у бюста героя. В городском конкурсе музеев и залов боевой славы школа награждена дипломом за занятое II место в номинации «Зал боевой славы».

            В рамках акции «Звездная эстафета Победы» проведено торжественное мероприятие, посвященное нашим землякам, Героям Советского Союза, именами которых названы улицы города Нальчика.

            Для учащихся старших классов был организован тематический просмотр фильмов о войне «А зори здесь тихие», «Офицеры», «Освобождение». По произведениям «Горячий снег», «А зори здесь тихие» прошли читательские конференции.

            Среди учащихся 1-6 классов и 7-11 классов проведены конкурсы рисунков, боевых листков и стендов. Изготовлены коллажи «Вклад ученых – физиков, химиков и биолог в Великую Победу».

            В конкурсе «А музы не молчат» принимали участие учащиеся 1-8 классов. Дети читали стихи на русском, кабардинском и балкарском языках. Грамотами за лучшее исполнение были награждены 28 человек.

            В конкурсе сочинений, творческих работ и рефератов «Тебе, Великая Победа, посвящается» состязались 65 человек – учеников 8-11 классов.

            Ребята нашей школы приняли активное участие в закладке аллеи «Зеленые островки памяти», посвященной 65-летию Победы.

            Для ветеранов войны и тружеников тыла города 3 раза проводили концерт в Клубе ветеранов силами учащихся 3-9 классов.

            Ученики 7-9 классов 8-9 Мая несли Вахту памяти у мемориала погибшим жителям г. Нальчика в годы ВОВ, а также приняли активное участие в параде Победы 9 Мая.

            Главным результатом деятельности общешкольного коллектива по патриотическому воспитанию является трепетное и уважительно отношение к ветеранам и гордость за нашу Родину.

            Учащиеся школы принимали активное участие во всех городских мероприятий и акциях, получали грамоты и дипломы, демонстрирую свои коммуникативные навыки, навыки общение, умение находить выход из любых ситуаций.

            Ученики школы неоднократно участвовали в благотворительных акциях «72 часа», «Георгиевская ленточка», «Мой подарок ветерану», «Солдатский платок», а также посетили Дом престарелых и РСРЦ, где были вручены подарки (классный руководитель Сарахова М. Ш., Кочегарова Е .В., Суслова О. Е.).

            Анализ внутриклассной жизни показывает, что коллективная работа в классах позволила учащимся побывать в разнообразных ролевых позициях. Известно, - чем разнообразнее ролевой набор, тем выше уровень развития личности. Проигрывая разные роли, ребенок устанавливает и расширяет свои способы взаимодействия с окружающим миром, учится жить в коллективе, принимать социальные роли и соответствовать им.

            Основной составляющей воспитательной работы в классе является участие класса во всех общешкольных мероприятиях. Это позволяет четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе, что способствует:

·         Повышению уровня общительности каждого в отдельности;

·         Развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, помогает рассмотрению классного коллектива, как неотъемлемой части школьного коллектива;

·         Участие класса во всех общешкольных мероприятиях помогает классному руководителю заполнить досуг школьников, интересными и познавательными, веселыми и развлекателями мероприятиями, тем самым, сведя к минимуму влияние улицы.

 

Безусловно, все перечисленное выше способствует воспитанию у учащихся целого ряда положительных качеств, развитию инициативы, активной жизненной позиции, формирует ответственность, учит умению общаться, воспитывает толерантную личность.

Активно велась работа Совета профилактики. Соцпедагог выявлял проблемных детей, исходя из социального паспорта школы, а также путем систематических наблюдений и изучения результатов их деятельности. Устанавливались характер педагогической запущенности детей, их интересы, склонности и способности. На основе собранной информации составлялась матрица социального неблагополучия ученика. После этого проектировалась и осуществлялась индивидуальная программа помощи ребенку.

С неблагополучными учащимися проводились коррекционно-психологические игры и упражнения. Были организованы встречи и круглые столы с представителями духовенства, врачами-наркологами, патриотических и молодежных общественных организаций.

В результате такой работы вот уже более шести лет нет детей, состоящих на учете в ПДН, не увеличивается число учащихся из «группы риска».

Исследуя проблему социума школы за четыре года, можно сделать выводы, что количество детей, находящихся на опеке не увеличилось, но резко выросло число малообеспеченных семей. Все это говорит о нестабильности в обществе и значительном обнищании.

 

Диагностика исследования социума учащихся школы и их семей.

 

Учебный год

Сироты

опекаемые

многодетные

Малообеспеченные семьи

Неблагополучные семьи

Группа риска

ПДН

ВШУ

2006-07

1

4

15

47

1

4

-

5

2007-08

1

5

15

54

1

5

-

5

2008-09

1

4

14

58

1

4

-

4

2009-10

-

4

15

57

1

3

-

3

 

Школа оказывала таким группам семей посильную помощь: выдавались учебники из библиотечного фонда, дети получали бесплатные завтраки, оказывалась материальная помощь, приобретались билеты за счет школьного фонда на концерты и спектакли.

Взаимоотношения с родителями строились на взаимном доверии, уважении и понимании. В работе с семьями учеников школа уделяла внимание психолого-педагогическому просвещению родителей, а также приобщению их к совместной деятельности. При этом решались следующие задачи:

·         Повышение уровня педагогической культуры родителей;

·         Формирование социальных навыков здорового образа жизни подростков;

·         Развитие уровня коммуникативной компетентности родителей и подростков;

·         Установление взаимопонимания между поколениями.

 

На общешкольных собраниях в этом учебном году рассматривались вопросы о совместной работе школы и социума по профилактике правонарушений; о роли семьи, как фактора психологического здоровья; о проблемах «трудных» детей. Также были организованы встречи и «круглые столы» представителями общественных организаций и врачами узких специальностей.

Активная позиция родителей в совместной воспитательной работе находит отражение в большом многообразии форм сотрудничества. Среди них: Попечительский Совет, Родительский комитет, организация праздников и родительского лектория, помощи в ремонте школы. Удовлетворенность родителей работой школы носит позитивный характер.

Восприятие учащихся школы, их психическое и социальное благополучие определялось путем анкетирования и тестирования.

Результаты показали, что число учащихся, отрицающих школу, снижается, а активность детей, принимающих участие в отдельных мероприятиях, с каждым годом повышается. Увеличился и процент детей, оценивающих свое положение внутри школы как положительное. Изменился в лучшую сторону внешний вид учащихся, дети стали вежливее с взрослыми и друг с другом.

Исследования и наблюдения за воспитательным процессом в течение последних пяти лет показали, что внеклассная наших школьников и педагогов насыщена и многообразна.

В целях планирования воспитательной работы, ориентированной на развитие личности ребенка и классного коллектива, корректировке содержания и форм процесса воспитания, отслеживается уровень воспитанности учащихся, вырабатываются практические рекомендации по его повышению. Результаты диагностики уровня воспитанности позволяют наглядно увидеть изменения в каждом классе и в школьном коллективе в целом.

Уровень воспитанности учащихся во внешнеповеденческом аспекте в течение последних трех лет является стабильным (4,4 балла).

 

Сравнительный анализ уровня воспитанности учащихся.

 

Критерием успешности воспитательной работы в школе является положительная динамика межличностных отношений, сплоченности классного коллектива и удовлетворенности учащихся общением, а учителей - своей деятельностью.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что воспитательно-образовательный процесс конструктивен, направлен на развитие личности учащегося, на успешность его деятельности и поведения.