Родителям первоклассника

Советы педагога

 

Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!

Первого сентября Ваш ребенок стал первоклассником. Первый год учебы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом творческих успехов и узнавания неизвестного.

Мы, взрослые - и учителя, и родители - хотим, чтобы ребенок радостно прожил школьную жизнь. Для этого мы должны создавать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание  учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Учителя будут стараться работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребенка смыслом.

Для успешного обучения мы должны превратить свои требования в хотения ребенка. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью.

Прежде всего, конечно, Вы будете каждый день интересоваться у ребенка, что было в школе. Знания детей первых классов в начале учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо "Какую отметку ты получил?" спросите: "Что сегодня было самое интересное?", "Чем вы занимались на уроке чтения?", "Что веселого было на уроке физкультуры?", "В какие игры вы играли?", "Чем вас кормили сегодня в столовой?", "С кем ты подружился в классе?" и т.д.

Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное - не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным, такая смена требований психологически очень трудна.

Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена  отношений к себе может быть очень болезненной:  он дезориентирован, он не понимает, что же теперь "хорошо", а что "плохо". Поддержите его в этой трудной ситуации.

Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания.

Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.

Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников мальчиков.

Помните: Ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились Вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим Вас только положительно оценивать учебу Вашего малыша, даже если Вам кажется, что его успехи явно недостаточны.

Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, которому малыш доверяет самое сокровенное.

"Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни малыша.  Верьте в ребенка, верьте в учителя."

 

Общее положение по ведению дневника

Уважаемые родители! Мы предлагаем Вам памятку по ведению дневника как основного школьного документа Ваших детей. Данные указания разработаны учителями начальной школы на основе опыта работы и ссылок авторов на страницах дневника.

1. Дневник является обязательным школьным документом ученика. В некоторых дневниках на первой странице записаны общие требования к учащимся школ Российской Федерации, а также правила поведения учащихся.

2. В начале каждого учебного года ученик заполняет лицевую сторону обложки.  В соответствующих графах дневника записываются названия предметов, фамилии, имена и отчества преподавателей, расписание уроков, факультативных занятий, внеклассных и внешкольных мероприятий. Если в дневнике есть соответствующая страница, то в неё вписываются сведения о родителях ученика, домашний адрес, телефон.  В некоторых дневниках необходимо записать данные о здоровье школьника, группе крови, резус-факторе и пр.

3. Ученик  ежедневно записывает домашние задания в графы того дня, на который они заданы. В период школьных каникул - план внеклассных и внешкольных мероприятий.

4. Учащийся должен предъявлять дневник по требованию учителей и классного руководителя.

5. Учителя, выставляя оценку за ответ ученика, вписывают её в классный журнал и дневник одновременно, после чего заверяют записи своей подписью. Кроме того, для заметок учителей и классного руководителя выделена специальная страница в конце дневника. Здесь чаще всего записывается информация для  родителей, касающаяся учебной деятельности и внеклассных мероприятий.

6. Классный руководитель постоянно следит за правильностью и аккуратностью ведения дневника каждым учеником. В конце каждой недели он просматривает дневники учащихся, проверяет наличие в дневнике всех оценок, полученных учащимся в течение недели. В дневнике может быть отмечено количество пропущенных уроков и опозданий  за истекшую неделю. Отдельные классные руководители могут еженедельно выставлять оценки за прилежание, внешний вид ученика, дежурство, культуру поведения и общения, а также за ведение дневника. Итоговые сведения об успеваемости, поведении и  прилежании учащихся могут быть выставлены учителем в конце дневника либо в прилагаемой ведомости.

7. Родители систематически просматривают дневник, полученные учеником оценки, а также все записи о предстоящих внеклассных и внешкольных мероприятиях. Особое внимание обращается на замечания и рекомендации учителей и классного руководителя. Родители должны подписывать дневник еженедельно.

8. Точное и аккуратное ведение дневника может быть достигнуто только при тщательном, пунктуальном и систематическом выполнении перечисленных рекомендаций как учащимися и родителями, так и учителями и классным руководителем. Особая ответственность в этом важном деле лежит на классном руководителе.

9. Администрация школы осуществляет систематический контроль за состоянием ведения дневников учащихся. Необходимые рекомендации и замечания могут быть записаны на соответствующей странице в конце дневника.

 

Общее положение  по ведению тетради

 

Тетрадь ученика - это его первый конспект, справочник. Важно научить каждого школьника разнообразию методов и общей культуре работы с тетрадью. Учителя нашей  школы стремятся помочь ребенку научиться работать в тетради аккуратно и грамотно.

Мы предлагаем Вам общую памятку по ведению тетради, составленную на основе методических материалов для администрации школ и на основе обобщения опыта работы учителей начальных классов.

1. Тетрадь 12 (18) листов в прозрачной обложке (обложка меняется по степени изнашивания, не реже 1 раза в четверть).

2. Наличие в тетради дополнительного листа в клетку или в линейку для черновых записей.

3. Все записи в тетрадях учащиеся должны делать ручкой с  синей пастой четко, грамотно, красиво, соблюдая следующие правила и требования:

·        Писать аккуратным разборчивым почерком.

·        Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, по математике, для работ по ...), класс, номер и название школы, фамилию и  имя ученика. Тетради для учащихся 1 класса подписываются только учителем.

·        Соблюдать поля внешней стороны (поля в обязательном порядке выделяются в тетрадях по русскому языку и математике в 1-4 классах и в тетрадях по всем предметам).

·        В 1 классе в I полугодии дата работ по русскому языку и математике не пишется. Со второго полугодия 1 класса, а также во 2-4 классах обозначается время выполнения работы: число арабской цифрой (1-2 классы) или прописью (3-4 классы) и название месяца - прописью.

·        Писать на отдельной строке название темы урока (возможно выделение зеленой пастой), а также темы письменных работ (изложений, сочинений и т.д.).

·        Обозначать номер упражнения, задачи или указывать вид выполняемой работы, указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).

·        Соблюдать красную строку.

·        Учащиеся 1-4 классов текст каждой новой работы начинают с красной строки на той же странице тетради, на которой написаны дата и наименование работы. Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку пропускать не надо. В тетрадях по математике во всех этих случаях надо пропускать только две клетки. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком  (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку надо пропускать  2 линейки,  а в тетрадях по математике - 4 клеточки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).

·         Выполнять аккуратно условные обозначения карандашом, а в случае необходимости  - с применением линейки или циркуля.

·         Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак ученик зачеркивает косой линией; часть слова, слово, предложение - тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписать буквы, слова, предложения, цифры, числа; не заключать неверные написания в скобки.

·         Подчеркнутые учителем соединения или указанные образцы букв и цифр прописываются учеником правильно в обязательном порядке.

 

Работа над ошибками по русскому языку

 

Работа над ошибками - один из обязательных видов деятельности ученика. Качественная работа по исправлению ошибок постепенно помогает приблизиться к грамотному выполнению задания. Так как чаще всего работу над исправлением ошибок ученики выполняют дома, то надеемся, что эти материалы будут для Вас полезными.

 

 

Способы исправления

учителем ошибок

в письменных работах учащихся

 

 

Исправления, сделанные учителем в тетради, должны обязывать учащихся к определенной работе над ошибками, которую нужно контролировать. Сами по себе, без последующей работы, исправления учителя не способствуют устранению орфографических ошибок. Учителя начальной школы используют различные способы исправления орфографических ошибок, что не только позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, но и способствует правильному выбору способа исправления ошибки учеником. После того как ошибка зафиксирована учителем (см.ниже), ученик должен выполнить работу над ошибками.

1. Обозначение на полях условным знаком (/) строчки, в которой находится ошибка.

2. Подчеркивание слова, в котором находится ошибка, и обозначение ошибки на полях условным знаком (/).

3. Подчеркивание ошибки в слове и обозначение на полях условным знаком (/)•

4. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях номера орфограммы, на которую допущена ошибка.

5. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях морфемы, в которой находится ошибка.

Например: халодная вода (корень),  зимнем утром (окончание).

6. Зачеркивание ошибки, надписывание правильного варианта, указание на полях способа исправления ошибки.

Условные обозначения орфографических,

пунктуационных и речевых ошибок

/ - орфографическая ошибка

V - пунктуационная ошибка

W - логопедическая ошибка

Ф - фактическая ошибка (К лесным защитникам относятся разные гусеницы, муравьи.)

Z  - красная строка (нет отступа)

Г  - нарушение границы предложения (Еж фыркнул. Иубежал под диван.)

V  - пропуск слова, предложения

1,2,3- нарушение порядка слов в предложении

1        3            4              2

(Кувшин стоял на столе с молоком.)

Н  - речевой недочет (неудачный выбор слова)

П  - повтор одного и того же слова (неумение подбирать синонимы)

 

 

Как помочь ребенку в приготовлении уроков?

 

Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.

Рабочее место должно быть достаточно освещено.

Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.

Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.

Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.

Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1 - 1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.

Если ребенок посещает кружок или спит после уроков, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.

Не разрешайте ребенку  слишком долго сидеть за рабочим местом. Своевременно устраивайте

небольшие перерывы.

Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это

неверно! Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 минут.

К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 минут.

На перерыв достаточно 5 минут, если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседания, прыжки, наклоны и т.д.).

Ни в коем случае не давайте ребенку дополнительных заданий, кроме тех, которые ему задали в

школе.

Не забывайте, что у ребенка ежедневно бывает определенное количество уроков, поэтому его

работоспособность в течение дня снижается.

Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.

Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное

выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается как бессмысленное

скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в свои силы.

Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.

Может быть, что ребенком плохо усвоен учебный материал. Тогда придется дополнительно

позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным. Обратитесь за помощью к учителю.

Присутствуйте при приготовлении ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте,

если ребенок что-то не понял или забыл, но не подменяйте его  деятельность своей.

На первых порах при выполнении домашнего задания дети могут делать много ошибок, помарок

от неумения распределять внимание, от чрезмерного напряжения, быстрого утомления.

Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво. Но все эти

требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.